Философская концепция индуизма

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
     
  Брахман Классический индуистский пантеон насчитывает 330 млн. богов и богинь. Все они имеют свою сферу влияния, географическую принадлежность или по­кровительствуют конкретному виду деятельности. Особое место в индуистском пантеоне зани­мает триада, представленная тремя богами в онтологическом и функциональном единстве: Брахматворец мира, Вишну - хранитель мира и Шиваразрушитель. Венчает эту троицу кон­цепция Брахмана, выражающая Абсолютную реальность, под которой подразумевается вся пол­нота Вселенной со всем сонмом бесчисленных бо­гов и богинь, которые представляют лишь вопло­щенные и функционально ограниченные аспекты Брахмана. Согласно Упанишадам, цель жизни инду­са должна состоять в единении со Вселенной, по­скольку в его душе (которая в индуизме носит название Атман) есть все свойства, которыми обладает Брахман, т.е. провозглашается тож­дество Брахмана и высшего «Я»Атмана
  Атман Это высший личностный аспект Абсолютной реаль­ности (Брахмана), который иногда переводится как «душа». Одной из ключевых идей философии ин­дуизма является тождественность Атмана и Брах­мана. Какие ограничения ни накладывала бы на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью Великого Абсолюта (Брах­мана). В «Упанишадах» Брахман и Атман утверж­даются как единое целое; иными словами, личное «Я» является неотделимой частью вселенской души. Возникает вопрос: если Атман — это часть Брах­мана, имеющая те же свойства, то откуда берется человеческое страдание и почему нарушается жиз­ненная гармония? 8 индуизме дается следующий ответ: Брахман (или Абсолютная реальность) име­ет извечный порядок, нарушение или незнание ко­торого и приводит к дисгармонии между Атманом и Брахманом. Этот извечный порядок вещей носит название Санаты Дхармы
  Саната Дхарма «Извечный порядок вещей», принцип, по которому «функционирует» Абсолютная реальность. Осозна­ние Санаты Дхармы как понятия вечного и вневре­менного помогает человеку обрести жизненную гар­монию. В этом смысле Дхарму следует понимать как реальность или истину. Но почему не каждый человек может постичь Дхарму? Потому, что спо­собность личности к восприятию ограничена сансарой

Окончание таблицы 5

     
  Сансара Перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буд­дизме) в цепи новых рождений (в образе бога, че­ловека, животного). Считается, что Эго в рамках сансары подвержено кармическим влияниям и об­речено вновь и вновь возрождаться в земной юдо­ли скорби, если человек не вырывается из пороч­ного круговорота неведения и не может постичь Дхарму. Иными словами, человек, не постигший муд­рости, будет наказан законом кармы
  Карма Процесс воздаяния за совершенные человеком дея­ния. Воздаяние не следует понимать как очевид­ный результат практической деятельности, так как действие кармических законов распространяется на нарушение или искажение нравственно-этиче­ских норм, которым подвергается Атман в мире сан­сары. Индусы верят, что кармические последствия меняют судьбу не только на протяжении одного воплощения, но проявляются в будущих жизнях. То есть соблюдение или нарушение Дхармы опреде­ляют благоприятную или незавидную судьбу оче­редных воплощений. Благоприятная она лишь для тех, кто все-таки сумел познать Дхарму. В этом слу­чае человек духовно освобождается, испытывая состояние мокши
б Мокша Высшее нравственное совершенство, после до­стижения которого эволюция души (карма) пре­кращается. Расширяя сознание и осознав собствен­ное бессмертие через тождество Атман-Брахман, человек обретает духовное освобождение от жиз­ненных невзгод и заблуждений — мокшу. Осво­бождение осуществляется в процессе самореали­зации и избавления от неведения, т.е. состояния, в котором пребывают те, кто не могут отличить Аб­солютную реальность от иллюзорного мира сан­сары

Но какой, же способ предлагался в индуизме в качестве глав­ного средства достижения мокши? Ответ содержится в схеме 14.

 
 


Схема 14. Религиозно-философские системы в индуизме

В классический период индуизма появляется шесть ортодок­сальных философских школ.

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: