Порядок раскрытия информации о финансовых инструментах в финансовой отчетности регламентирован МСФО 32. Основная цель такой информации - охарактеризовать влияние финансовых инструментов на финансовое положение организации, результаты ее деятельности, движение денежных средств и обеспечить возможность заинтересованным пользователям отчетности оценить риски, связанные с финансовыми инструментами. В финансовой отчетности необходимо сообщать о методике оценки финансовых активов и финансовых обязательств, способах определения справедливой стоимости и помимо этого формировать дополнительную информацию о видах финансовых инструментов, применяемой политике управления рисками, условиях, которые могут повлиять на величину и распределение во времени будущих потоков денежных средств, и др. При подготовке бухгалтерского баланса финансовые активы и финансовые обязательства должны быть взаимно зачтены и в самом балансе учтена сальдированная сумма при условии, что хозяйствующий субъект:
|
|
- имеет юридически закрепленное право осуществить зачет признанных в балансе сумм;
- намеревается произвести расчет по сальдированной сумме или продать актив и исполнить обязательство одновременно.
В отличие от МСФО 32 ПБУ 19/02 не содержит рекомендаций относительно раскрытия финансовых обязательств и, следовательно, условий зачета финансовых активов и обязательств. Отсутствует и процедура оценки и учета рисков, связанных с финансовыми вложениями. Таким образом, можно констатировать, что МСФО 32 по сравнению с ПБУ 19/02 содержит исчерпывающую методику раскрытия информации о финансовых инструментах и большие требования.
Как видно из таблицы 4.8, ПБУ 19/02 обеспечивает значительное приближение бухгалтерского финансового учета и финансовой отчетности в области финансовых вложений в России к регламентациям МСФО 32, 39. Вместе с тем терминология, классификация финансовых вложений, некоторые виды их оценки, регламентируемые ПБУ 19/02, пока существенно отличаются от методической базы МСФО 32, 39. Значительные отличия в оценке конкретных видов финансовых вложений в отчетности российских организаций могут быть обусловлены отсутствием в российских стандартах методики определения справедливой стоимости, применение которой является основой учета финансовых инструментов согласно МСФО 39.
Таблица 4.8
Сравнительная характеристика учета финансовых инструментов
по международным и российским стандартам
Признак сравнения | Единство | Различия |
Терминология | Нет единства | 1. Наличие в МСФО 32, 39 и отсутствие в ПБУ 19/02 терминов "финансовые инструменты", "финансовые активы", "финансовые обязательства" 2. Использование в ПБУ 19/02 и отсутствие в МСФО 32, 39 термина "финансовые вложения" |
Определение финансовых активов и финансовых вложений | Учет в составе финансовых вложений в ПБУ 19/02 ряда финансовых активов, регламентируемых МСФО 32, 39 | 1. Более широкое экономическое содержание термина "финансовые активы" по сравнению с термином "финансовые вложения" 2. Отсутствие отечественных регламентаций бухгалтерского учета фьючерсов, опционов, свопов, деривативов |
Классификация финансовых инструментов | Нет единства | 1. Классификация финансовых вложений в российских нормативах по срокам погашения 2. Классификация финансовых инструментов в МСФО по принципу формирования инвестиционного портфеля |
Признание финансовых вложений | Аналогия критериев признания финансовых активов и условий принятия к учету финансовых вложений | Отсутствие термина "признание элемента отчетности" в ПБУ 19/02 |
Оценка финансовых вложений | 1. Оценка по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на приобретение 2. Последующая оценка некоторых объектов по рыночной стоимости 3. Учет обесценения финансовых активов и финансовых вложений | 1. Отсутствие понятия справедливой стоимости и методики ее определения в ПБУ 19/02 2. Различия в оценке финансовых вложений, не имеющих рыночных котировок 3. Отличие между оценками некоторых конкретных видов финансовых вложений |
Раскрытие информации в отчетности | Совпадение ряда показателей, раскрываемых в финансовой отчетности, по ПБУ 19/02 и МСФО 32, 39 | Исчерпывающий перечень рекомендаций по раскрытию информации в МСФО 32, 39 по сравнению с ПБУ 19/02 |
|
|