Некорректными приемами, которые используются в споре, могут быть:
- - грубые, так называемые «механические» аргументы, когда противнику просто не дают возможности говорить, высказывать свое мнение;
- организация «хора» полуслушателей – полуучастников, которые намеренно восхваляют доводы одной стороны и, напротив, умаляют аргументы другой;
- апелляция к тайным, невысказанным мыслям оппонента;
- нарочито невнятный темп речи, использование неизвестных данной аудитории терминов и выражений, полисемантичность используемых слов.
Спор – это определенная деятельность, причем деятельность, требующая напряжения не только интеллекта, но и всех духовных сил человека. Мысль, память, воображение спорящих должны работать особенно эффективно и четко. Спор – это не соревнование отдельных интеллектов, а состязание, затрагивающее все стороны человеческой души.
Общие требования к спору
Спор – это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон последовательно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.
|
|
Общими требованиями, предъявляемыми к спору, могут быть следующие:
1. Не стоит спорить без особой надобности. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо этим воспользоваться;
2. Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет. Желательно, чтобы предмет спора был выяснен заранее. Это позволило бы избежать недоразумений в процессе спора;
3. Тема спора не должна меняться на всем его протяжении. Несоблюдение этого правила ведет к серьезным логическим ошибкам;
4. Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении. Если такой несовместимости нет, спорить не о чем.
5. Спор предполагает определенную общность исходных, базисных позиций сторон. Те, кто совершенно не понимают друг друга, не могут спорить;
6. Успешное ведение спора требует определенного знания логических законов, владения методикой ведения спора;
7. Спор требует известного знания вещей, о которых идет речь;
8. В споре нужно проявлять гибкость, в силу изменчивости ситуации самого спора;
9. В споре нужно стремиться выяснить истину, в противном случае спор превращается в квазилогическую деятельность;
10. Не следует бояться в ходе спора признавать свои ошибки. Главная задача – внести свою долю в положительную разработку обсуждаемого вопроса.