Исторически первая форма философской мысли — материалистическое учение Милетской философской школы — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Главное достижение мысли в этой школе — первая философская абстракция материи. Основной вопрос философии выступает здесь как вопрос о первооснове или первопричине вещей. Выдвинутые Фалесом (ок. 626 - ок. 547 гг. до н.э.) и Анаксименом (вторая половина VI в. до н.э.) абстракции материи — вода у первого н воздух у второго — еще слишком близки видимому, конкретному вещественному миру, представляют собой абстракции in concreto. Вместе с тем вода Фалеса и воздух Анаксимена — уже не вполне реальная конкретная вода и воздух, а скорее “водоподобное” или “воздухоподобное” начало. Примечательно, что эти понятия вводятся хотя еще и на почве наивных, с позиций современного человека, но в то же время вполне разумных оснований. Вода пластична, переходит в различные состояния, вездесуща, без нее нет жизни, и, следовательно, первооснова мира подобна воде. Первый свой разумный, хотя еще и наивный шаг философствующий интеллект сделал с помощью реалистической парадигмы.
|
|
Более проницательный характер имела абстракция материи как неопределенного и бесконечного начала (апейрона) у Анаксимандра (610 - ок. 540 гг. до н.э.). Милетская школа создала первые представления о бесконечном космосе, выдвинула геоцентрическую гипотезу. Анаксимандр считал, что люди произошли из “животных другого вида” (типа рыб).
Гераклит (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) полагал первоосновой мира огонь. Мир, единый из всего, не создан ни богами, ни героями, а есть “вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий”. Гераклит ввел представление о мировом “логосе”, которое является первоначальной абстракцией объективной закономерности. Мировой логос воспроизводится в индивидуальном, субъективном логосе, т.е. человеческом уме, который является самоумножающимся, самовозрастающим. Гераклит в первоначальной форме подметил коренную особенность человеческой сущности — творение, производство человеком своего бытия. Выражая парадигму реализма, Гераклит утверждал, что мудрость заключается в том, чтобы говорить правду, поступать согласно природе, подражая ей.
Значительный шаг вперед представляют абстракции, введенные школой атомистов. Левкипп, Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.), Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.) выдвинули представление об атомах и пустоте как первооснове мира. Атомы — абсолютно твердые, неделимые частицы, не обладающие качествами, различающиеся лишь по форме и величине. Признание неделимости атомов связывалось с самим существованием материального мира: делимость до бесконечности означала бы, что все обращается в ничто, все исчезает, однако мы наблюдаем вполне реально существующие вещи. Атомисты ввели понятие пространства как “великой пустоты”. Они создали оригинальную космогоническую концепцию, согласно которой современный мир возник из атомов, которые первоначально падали “сверху вниз”, затем в результате их столкновений образовался вихрь атомов, из которого вышли существующие миры. Миров бесконечное множество, многие из них обитаемы. В представлениях Демокрита оставалась неясность, почему падавшие атомы должны были сталкиваться. Эпикур высказал гениальную догадку о способности атомов самопроизвольно искривлять свое движение (“клинамен”). Догадка Эпикура имела глубокий диалектический характер и была высоко оценена в философии Нового времени.
|
|
Атомисты впервые в отчетливой форме высказали понятие детерминизма (причинности), утверждая, что все в мире детерминировано и ничто не является случайным. Раннее представление о причинности получило, таким образом, фаталистический характер. Различение причинности, необходимости и случайности требовало более развитой абстракции.
Душа, с точки зрения атомистов, состоит из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. После смерти атомы тела и души рассеиваются. Боги также состоят из атомов и являются более устойчивыми атомными образованиями, хотя и не вечными.
Демокрит впервые ввел представление о человеке как микрокосме, аналогичном космосу. Демокрит различал две ступени познания: “темное” чувственное знание и рассудок. Он в явственной форме ставил прошедшую через всю историю философии проблему природы цветов, запахов, вкусов и т.д. С его точки зрения, вещи не обладают цветом, вкусом и т.д., последние всецело субъективны. Напротив, Эпикур считал, что цвета, запахи, вкусы — объективные свойства вещей.
Демокрит дал дальнейшее глубокое обоснование и разработку реалистического подхода к объяснению мира. По мнению П.С. Попова и Н.И. Стяжкина, он является, по-видимому, родоначальником индуктивного метода в научном исследовании [10]. Критериями познания, по Демокриту, выступают “совершенное ощущение”, т.е. достоверные наблюдения, “совершенный разум”, т.е. вооруженный научным методом ум, и чувственная практика [11].
Серия абстракций в античной философии, основанных на антропоморфической парадигме, начинается с представлений Пифагора (вторая половина VI - начало V в. до н.э.), центральное место в которых занимает число как первооснова вещей. Ход мыслей Пифагора, по-видимому, следующий: вещи существуют благодаря тому, что отделены друг от друга поверхностью, которая делится на линии, образованные из точек, составляющих в свою очередь число. Числа, согласно Пифагору, в конечном счете понятия бога. Особое значение Пифагор отводил числу семь как символу судьбы и самой судьбе. Связь избранного числа с четвертями луны очевидна, так же как и явная связь представлений философа с мифами о природе. В философии Пифагора абстракция числа приобретает наивный мистифицированный характер.
Элейская школа (VI - V вв. до н.э.) — Ксенофан, Парменид и Зенон Элейский — отстаивала представление о резком различии являющегося и сущностного миров. Первый существует лишь как “мнение”, второй — как истинный. Относя изменчивость и многообразие лишь к миру мнений, они утверждали, что сущностный мир абсолютно един и неподвижен. Сущностный мир постигается разумом и сам есть духовное бытие. Абсолютизация различия явления и сущности привела Парменида к истолкованию сущности как духовной реальности.
Впервые в античной философии элейцы абстрагируют понятие бытия. В противоположность атомистическим представлениям они доказывали, что существует только бытие, а небытие и, следовательно, пустота не существуют. Понятие небытия, по Пармениду, есть бессмыслица, поскольку бессмысленно утверждение о бытии небытия. “...Бытие есть, небытия же нет” — утверждал Парменид [12].
|
|
Действительная противоречивость бытия была наивно понята Парменидом как свидетельство несуществования небытия. Еще дальше пошел Зенон, сформулировавший четыре знаменитые апории (“затруднения”): “Стрела”, “Дихотомия”, “Ахилл” и “Стадий”. Апорию “Стрела” Зенон формулировал так: “Летящая стрела покоится”. Наблюдаемое, т.е. существующее “во мнении”, движение стрелы можно представить только так, что в каждый момент времени острие стрелы находится в определенной точке пространства. Движение стрелы, существующее “во мнении”, в сущности оказывается суммой моментов покоя. Зенон, таким образом, подметил реальное противоречие движения, однако понял его лишь в форме неразрешимого парадокса, что приводило к отрицанию реального процесса движения.
Пятое столетие до новой эры — время появления нового типа интеллекта — диалектического способа мышления. Если в представлениях Парменида и Зенона диалектическая природа мира улавливалась в негативной, парадоксальной форме, что привело к формированию метафизического способа мышления, то в представлениях Гераклита диалектика получает свое первое явное и позитивное выражение. “Все течет, все изменяется”, “нельзя дважды войти в одну реку”, мир состоит из противоположностей горячего и холодного, влажного и сухого, верха и низа, мужского и женского и т.д. — таковы утверждения, выражавшие первую стихийную форму диалектики, гениального прозрения человеческой мысли. Гераклит высказал и более “острое” решение вопроса о движении, противоречащее зеноновскому представлению о движении как сумме моментов покоя: “в одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем” [13]. Подход Гераклита снимал огрубление движения в апории “Стрела”, которое приводило к парадоксу, ибо следовало принять, что острие стрелы не находится в данной точке в каждый данный момент, а находится и не находится.
|
|
Гераклит явился основоположником того способа мышления, без которого современный интеллект не мог бы сформироваться. Мир, вещи, бытие, человек никогда не равны себе абсолютно, мир — не всеобщий и абсолютный покой, а непрерывное движение и становление.
Вместе с тем диалектика Гераклита несла в себе зачаток абсолютизации изменчивости: если нельзя дважды войти в одну реку, то почему вообще можно войти в реку даже один раз? — Это возражение Кратила (вторая половина V - начало IV в. до н.э.) превращало элемент релятивизма, заключенный в воззрениях Гераклита, в развернутую концепцию, растворявшую реальные вещи в движении. Диалектика Гераклита имела и другие крупные недостатки. Мир, по Гераклиту, вращается в вечном круговороте, вечном повторении (“беличье колесо”). Диалектика Гераклита была диалектикой движения, а не развития.
Наивысшим выражением фантастической, антропоморфической парадигмы в античное время была философия Платона (427-347 гг. до н.э.). Философские взгляды Платона содержали значительный элемент мифологических представлений и не составляли стройной и законченной философской системы. Однако основное содержание философии Платона с достаточной определенностью может быть сведено к представлению о двух мирах — нереальном, иллюзорном мире вещей и реальном, подлинном мире идей. По Платону, первоначально существовали аморфная и пассивная материя и идеи, которые, воплощаясь в материи, породили вещи, вещественный мир. Вещи всегда единичны, несовершенны, разрушимы; идеи имеют общий, совершенный, вечный характер. Идеи в сущности выступали в качестве форм, организующих неопределенную материю. Платон ввел концепцию гилеморфизма (от греч. hyle — материя и morfe — форма), согласно которой все многообразие и содержание вещей определяется идеями, или формами, инкарнированными в аморфную материю. Человек, согласно Платону, есть соединение тела и души (идеи, формы), приходящей из мира идей. Человеческое познание - воспоминание души о мире идей.
Исходные представления Платона характеризуются той же наивностью, что и воззрения предшествующих ему философов. Вместе с тем они отличаются предвзятостью, отсутствием какой-либо эмпирической базы и попыток какого-либо эмпирического обоснования. В философии Платона в явственном виде произведено отделение активности от вещей, материи. Активность, движение, развитие были связаны исключительно с идеями, духовным началом, формой. Это предвзятое разделение, в более слабых формах намечавшееся в доплатоновских идеалистических системах, характерно для всех последующих идеалистических и религиозных систем.
Разделение мира на иллюзорный мир вещей и подлинный мир идей было выражено Платоном в знаменитом образе пещеры (“каверна Платона”): в пещере сидят люди, прикованные так, что они могут видеть только ее стену; перед входом в пещеру проносят различные предметы, которые дают на стене слабые расплывчатые тени; эти тени и являются материальным “миром вещей”.
Философия Платона с ее разделением мира на подлинный и иллюзорный послужила одним из источников христианства. Развитая в представлениях Фомы Аквинского, она вошла в состав современной философии католической церкви — неотомизма.
Предвзятая парадигма антропоморфизма, искусственное разделение материи и ее активности, отсутствие научного выведения теоретических положений из эмпирического материала неминуемо приводили философию Платона к парадоксу, который приобретает явственный характер во взглядах Аристотеля.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) делает крупный шаг к материализму, отвергая платоновское удвоение мира на мир вещей и мир идей. Крупнейший, по всеобщему признанию, философ древности Аристотель доказывал, что форма не существует до и независимо от вещей, она заключена в самих вещах. Однако он полагал, что форма, а не материя составляет активное начало вещей. Иерархическая последовательность все более общих форм увенчивается “формой форм”, выступающей в качестве “перводвигателя” вещественного мира. “Форма форм” — не что иное, как бог. При этом, будучи перводвигателем реального мира, бог является последней, наивысшей причиной вещей и сам оказывается завершенным и неподвижным. Предвзятая парадигма пассивной материи, в видоизмененной форме изложенная Аристотелем, с неизбежностью приводит, таким образом, к столь же предвзятой, не имеющей никаких эмпирических оснований, парадигме “неподвижного перводвигателя”, заключающей в себе неразрешимый парадокс. Действительно, как нечто, само по себе неподвижное и неизменное, может служить перводвигателем всего существующего?
Вся последующая история идеалистического и религиозного способов мышления имеет в своей основе две крайние, по-своему “симметричные” друг другу, предвзятые парадигмы — пассивной, неподвижной материи и неподвижного перводвигателя, заключающие в себе неразрешимый парадокс, лишающий эти способы мышления разумного смысла. Мышление, пронизанное парадоксами, само по себе лишено смысла и является совокупностью искусственных построений. Только преодоление парадоксов, означающее переход к более высоким способам мышления, составляет действительные и непреходящие достижения человеческого интеллекта.
В скрытом виде указанные парадигмы и парадоксы содержат один из важнейших парадоксов, с которым сталкивается философская мысль и решение которого могла дать только научная философия, - парадокс развития, парадокс возникновения. Откуда в мире появляется новое, которого никогда не было? Как простое становится сложным? С позиций гилеморфизма новое вносится в вещественный мир формой, идеей. Однако мир идей, или форм, перводвигатель мира неспособен к усложнению, развитию, абсолютно неподвижен. В нем все уже существует и ничто не возникает нового. Проблема возникновения нового, проблема развития остается, таким o6pазом, нерешенной. Фантастическая, антропоморфическая парадигма принципиально несовместима с идеей развития.