Содержание темы:
Роль лекции в учебном процессе вуза, четыре основные педагогические функции лекции. Дидактические принципы лекции. Классификация лекций по различным основаниям. Методы и приемы лекционного мастерства, способы поддержания внимания аудитории. Методика подготовки лекции, этапы и содержание этапов. Основные элементы методики чтения лекции. Критерии качества лекции.
Методические рекомендации по изучению темы:
Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера с использованием приемов и способов активации познавательной ………….. студентов.
Лекция входит органической частью в систему учебных знаний и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с логикой «прохождения» учебной дисциплины и другими темами курса, а также с другими формами обучения.
Раскрыть содержание 4-х основных педагогических функций лекции: познавательной, развивающей, организующей и воспитательной на основе имеющихся знаний по Педагогике.
Дидактические принципы лекций, определяемые на основе принципов общей дидактики, ……….. с учетом специфики лекции, ее целевых установок и логики построения. Целостность, научность, доступность, сознательность, системность, наглядность. Нагрузка на каждый принцип обусловлена особой ролью лекции в учебно-воспитательном процессе вуза.
Наиболее популярной классификацией лекции в научно-методической литературе является деление их:
- по месту в учебном процессе;
- по преимущественной форме обучения;
- по частоте общения лектора с аудиторией;
- по степени проблемности изложения.
Нужно обратить внимание на задачу каждого вида лекции из представленной классификации.
Обращаясь к приемам лекционного мастерства для повышения познавательной активности аудитории нужно выделить ряд общедидактических приемов, которые позволяют лектору не только излагать материал, но и ставить задачи, сталкивать мнения, включать аудиторию в научный поиск. Такая лекция не может быть заменена учебником.
При поддержании внимания к лекции в аудитории будущих психологов используются наряду с индивидуальными для каждого лектора классические правила поддержания непроизвольного и произвольного внимания.
При подготовке к лекции целесообразно придерживаться ее классической структуры: введение, учебные вопросы, заключительная часть, строго регламентируя содержание и объем каждой части.
Этапы подготовки к лекции включают:
1. отбор материала для лекции;
2. определение объема в часах;
3. выбор последовательности и логики изложения;
4. отбор иллюстраций;
5. выработка манеры чтения.
Лектор выступает в трех лицах: как автор и сочинитель, как постановщик и как исполнитель лекции. Последняя часть наиболее важная и ответственная, включает предлекционный этап – «вхождение в роль», этап непосредственного чтения лекции и поведения лектора, в том числе эмоциональный контакт с аудиторией, и этап завершения лекции.
Критерии, применяемые при оценивании качества лекции, рекомендуется выбрать с учетом профиля кафедры, ориентируясь на общие требования к оцениванию вузовской лекции (содержание, доказательность, структура и др.).