Цели ориентации:
· получить всю информацию по интересующему вопросу;
· выявить мотивы и цели собеседника;
· передать собеседнику запланированную информацию;
· анализ позиции собеседника.
Особую сложность на этом этапе представляет проблема умения слушать
Некоторые рекомендации:
· делайте соответствующие пометки на бумаге;
· исключите факторы, отвлекающие ваше внимание;
· научитесь выделять главное;
· нейтрализуйте собственные эмоции;
· во время слушания нельзя обдумывать следующий вопрос;
· сконцентрируйте внимание только на сущности вопроса, отбросив все второстепенное.
Аргументация.
Цель аргументации: изменить позицию собеседника
Рекомендации:
· оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;
· темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;
· аргументация должна быть корректной при аргументации;
· формулировки должны быть четкими, понятными собеседнику.
Решение.
Решение - заключительный элемент процесса общения.
Подводятся общие и частные итоги беседы, оговаривается полученный результат (действия, сроки, распределяются обязанности сторон и т. п.); конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.
Факторы, влияющие на повышение эффективности проведения деловых бесед:
· отделение человека от проблемы;
· концентрация на интересах, а не на позициях;
· изучение вариантов, которые могут удовлетворить обе стороны;
· поиск объективных критериев оценки;
· нужно помнить, что деловая беседа - это взаимодействие, а не действие;
· деловая беседа проводится с определенной целью, но каждая сторона при этом преследует свои цели;
· соблюдение последовательности этапов проведения деловых бесед и рефлексия переговорного процесса.