При проведении совещаний нередко приходится иметь дело с одними и теми же, весьма характерными, типами участников обсуждения. Данные участники зачастую вносят дезорганизацию и неконструктивный подход к рассмотрению вопросов.
Типы участников обсуждения и рекомендуемые методы их обхождения или нейтрализации.
Спорщик - Сохранять невозмутимость и деловитость. Предоставить группе отвергать его утверждения.
Позитивист - Предложить ему подведение итогов, втянуть в дискуссию.
Всезнайка - Призвать группу занять определенную позицию по отношению к его утверждениям.
Словоохотливый - Тактично прерывать. Напоминать о регламенте.
Застенчивый - Ставить несложные вопросы, укрепить его уверенность в силах.
Негативист - Признать, оценить его знания и опыт.
Не проявляющий интереса - Спросить его о работе. Привести примеры из его сферы интересов.
Крупная шишка - Избегать прямой критики, применять технику «Да, но...»
Расспрашивающий - Адресовать его вопросы группе.
Подготовка и проведение выступлений
Умело построенная речь заставляет думать, вызывает нужные реакции и эмоции слушателей. Помогает этому часто не форма, а содержание речи: применение в ней сравнений, шуток, цитат, метафор.
Вместе с тем основной недостаток многих выступлений — многословие. Лишние, ненужные слова засоряют речь, мешают ее живости. Это можно отнести к использованию штампов, казенных выражений и слов-паразитов («так сказать», «это», «ну» и т.д.).