Для оценки скольжения при геометрических расчетах зубчатых передач пользуются коэффициентом удельного скольжения. Коэффициент удельного скольжения характеризует износ профиля зуба, вызванный силами трения
где VK2K1 – скорость скольжения в точке контакта профилей,
– проекция скорости контактной точки звена i на контактную нормаль;
где lKP – расстояние от точки контакта до полюса, знак " + " для внешнего зацепления," - " для внутреннего;
– угловые скорости колес.
Коэффициенты удельного скольжения l1 и l2 пары зубчатых колес могут быть найдены по формулам:
где АВ — длина теоретической линии зацепления,
r1 = х — радиус кривизны в точке соприкосновения эвольвенты первого колеса;
r2 = АВ — х — радиус кривизны в точке соприкосновения эвольвенты второго колеса;
и12, и21 – передаточные отношения, и12 = -z2 /z1, и21 = - z1 /z2.