Понятие механизма (аппарата) государства. Объединение и разделение властей. Структура механизма государства

Механизм (аппарат) государства представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм государства – это воплощение, выражение государственной власти. Государственный аппарат – это совокупная связь органов государства, призванных реализовать его назначение. Понятия «аппарат государства» и «механизм государства» по своей основе совпадают. Термин «механизм» лишь оттеняет целостность аппарата, его нацеленность на деятельность, на достижение известного результата.

Все государственные органы тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задачи, занимает строго определенное, ему место в общем механизме, в единой системе. Механизм государства определяется его сущностью. Это необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. На механизм государства оказывают влияние состояния экономики страны, соотношение политических сил, цели задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения. Наиболее общие характерные признаки аппарата государства следующие:

- аппарат государства состоит из профессиональных работников (служащих);

- аппарат государства – это единая система органов и учреждений, находящихся в тесной взаимосвязи. Функционирование государственных органов обеспечивается также созданием хозяйственных, научных, социально-культурных учреждений;

- деятельность государственного аппарата обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а также полномочиями принудительного воздействия при решении возложенных на них задач.

- аппарат государства призван реализовать принцип законности, защиты интересов государства, реализации прав и свободы граждан.

Исторически важным являлся вопрос объединения и разделения властей. Так например, в основу советской концепции государственной власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, которые рассматривали механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и тоже время и законодательствующей и исполняющей законы». В России принцип полновластия трудящихся предполагалось воплотить в форме полновластных и единовластных советов, в работе которых происходит «слияние управления с законодательством». Таким образом, государственная власть понималась как единое целое; систему государственных органов должны были возглавить полновластные советы. Такой подход приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в последнем всей функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской узурпации власти особым слоем населения.

Институты государственной власти формируются на основе разделения властей. Этот принцип формулировал французский просветитель Монтескье, в соответствии с ним государственная власть состоит из трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них самостоятельна и при помощи специальных средств «сдержек и противовесов» они, не вмешиваясь в компетенцию друг друга реализуют государственную власть.

Аппарат государства представляет собой единый организм; в то же время для него характерна расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже самостоятельные власти (законодательная, исполнительная, судебная). В этой расчлененности есть своя анархия: различные государственные органы, их блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны с началами субординации и координации.

Принципами функционирования государственного аппарата на современном этапе являются:

а) принцип законности в деятельности всех составных частей аппарата государства;

б) высокий профессионализм и компетентность государственных органов и их служащих;

в) принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти);

г) принцип представительства интересов всех слоев населения;

д) принцип гласности и открытости функционирования;

е) принцип субординации и координации функционирования аппарата государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: