Понятие и содержание функции государства

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. То есть в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия-народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное назначение государства – гарантировать нормальное, безопасное функционирование общества, создать твердые и устойчивые, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях государства, которые связаны с основными направлениями его деятельности. Функции, как и многие иные общественные понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Она заимствована из иных наук. Так, в математике, физике понятие функции выражает зависимость одной переменой величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

В Западных науках вопрос о функции государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства.

В теории государства и права советского и постсоветского периодов понятие функции государства означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечения. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функции государства – это рассматриваемое в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функциями государства называется основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности как раз характеризует наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, а самое главное – различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятые в совокупности статистические и динамические характеристики позволяют глубоко познать природу такого сложного социального института, как государство.

Признаки самих функций, то есть устойчивые характеристики, которые позволяет отнести различные стороны деятельности государства именно к функции. К этим признакам относятся: прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой; непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначениям, которое и реализуется в деятельности государства; направление деятельности государства на решение кризисных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества. Деятельность государства в определенных формах (чаще всего в правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.

В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, действует и механизм обновления функций. В частности на появление новых функций влияют само организационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная ступень зависимости функции от изменения сущности и форм государства.

Осуществляя свои функции государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Среди правовых методов можно выделить такие, как правотворческий (разработки и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права), правоохранительная (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности). Из числа неправовых следует выделить экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), идеологические (обращение к населению, призывы и т.п.), собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.). Важно, что не правовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.). Методы реализации функций государства – это формы осуществления функций государства. Они выражаются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: