Правительство Испании. Состав, порядок формирования, функции, полномочия

Правительство – высший орган исполнительной власти Испании, в ведении которого находится руководство внутренней и внешней политикой страны, управление гражданскими и военными делами и обороной (ст. 97 Конституции). Правовое положение правительства регулируется Конституцией и иными актами, в частности Законом “Об организации центральной администрации государства” (1983). Правительство Испании состоит из председателя, его заместителей, министров и некоторых иных лиц, указанных в Законе.

В Испании, как и в ФРГ, вопрос о формировании правительства – это вопрос о назначении его главы. После каждых новых выборов Конгресса депутатов, отставки правительства, отставки или смерти его председателя король обязан предложить Конгрессу депутатов кандидата на должность председателя правительства.

Король предлагает кандидатуру после предварительных консультаций с представителями политических групп, представленных в парламенте. Кандидатура вносится через посредство председателя Конгресса депутатов. Кандидат на пост главы правительства излагает в Конгрессе депутатов свою политическую программу и запрашивает вотум доверия палаты. В случае получения кандидатом доверия, для чего необходимо абсолютное большинство голосов, король назначает его председателем правительства.

Если же такое большинство не было получено, то по истечении 48 часов проводится новое голосование, на котором требуется получение простого большинства голосов. Если и в этом случае предложенная кандидатура не получает большинства голосов, то процедура начинается сначала, т.е. предлагаются новые кандидатуры.

Конституция (п. 5 ст. 99) предусматривает роспуск Генеральных кортесов королем по получении контрасигнатуры председателя Конгресса, если ни одна из кандидатур не получит доверия в течение двух месяцев. Данное правило, с одной стороны, позволяет за непродолжительное время сформировать правительство, а с другой – является средством давления на парламент.

Вновь назначенный председатель правительства представляет королю кандидатуры для назначения на должности остальных членов правительства. Председатель правительства руководит его деятельностью и координирует действия других министров.

С марта 2004 г. испанское правительство формирует победившая на выборах Социалистическая партия во главе с X.Л.Р. Сапатеро.

Хосе Луис Родригес Сапатеро родился 4 августа 1960 г. в г. Вальядолиде (Кастилия – Леон). Под влиянием родителей, убежденных социалистов, он рано увлекся левоцентристскими идеями и уже в 1976 г. вступил в Испанскую социалистическую рабочую партию.

Сапатеро окончил юридический факультет Леонского университета, в котором работал преподавателем до 1986 г. С 1986 г. он начал вести активную политическую жизнь. Был избран в Конгресс депутатов от провинции Леон, став фактически самым молодым депутатом созыва. Впоследствии он еще четыре раза подряд переизбирался в Конгресс.

В июле 2000 г. на XXXV съезде Испанской социалистической рабочей партии был избран Генеральным секретарем партии.

Как уже отмечалось, Сапатеро сформировал правительство в соответствии с законом о тендерном равноправии. В состав правительства вошли восемь мужчин и девять женщин. Впервые в истории страны на пост министра обороны была назначена женщина.

Следует отметить, что председатель формирует состав правительства самостоятельно. Королевское назначение является лишь формально-конституционным актом.

Правительство не обязательно является однопартийным. В его состав, как правило, входят представители разных партий, в том числе и оппозиционных.

В политической жизни Испании начинает, видимо, формироваться “теневой кабинет”. Так, оппозиционная Народная партия сформировала свой состав министров, в который вошли депутаты, имеющие опыт работы в правительстве. “Теневой кабинет” намерен не только критиковать работу действующего правительства, но и выдвигать альтернативные проекты.

К функциям правительства относится

• руководство внутренней и внешней политикой страны,

• исполнение законов,

• издание в этих целях различных административных актов,

• назначение гражданских и военных чиновников.

Правительство обладает значительными полномочиями в сфере законотворчества:

• является субъектом права законодательной инициативы (ст. 87 Конституции);

• обладает правом издавать законодательные декреты в порядке делегирования законодательства в течение определенного отрезка времени по указанному кругу вопросов (ст. 82);

• принимает декреты-законы без предварительной делегации парламента (ст. 86).

Взаимоотношения правительства с парламентом определены непосредственно в Конституции (разд. 5). Правительство подотчетно парламенту и несет политическую ответственность перед Конгрессом депутатов. Оно обязано предоставлять палатам и их комиссиям любую требуемую информацию. Правительство и каждый из его членов обязаны отвечать на обращенные в их адрес вопросы и запросы депутатов.

Отставка Правительства происходит в следующих установленных Конституцией случаях:

• после проведения всеобщих выборов;

• вынесения резолюции порицания,

• отказа парламента в доверии ему;

• отставки председателя,

• а также его кончины (ст. 101).

Председатель может после предварительного обсуждения в Совете министров поставить перед Конгрессом депутатов вопрос о доверии правительственной программе или любому политическому вопросу. Доверие выражается простым большинством голосов.

Политическая ответственность правительства перед парламентом проявляется в форме вынесения Конгрессом депутатов резолюции порицания.

В свою очередь председатель правительства может предложить роспуск одной из палат или Генеральных кортесов. В этом случае роспуск производится декретом короля (ст. 115). Однако Конституция устанавливает некоторые ограничения относительно роспуска палат или всего парламента. Роспуск не допускается во время рассмотрения резолюции порицания, в течение одного года после предыдущего роспуска (кроме случаев, связанных с назначением председателя правительства), во время действия в стране состояния угрозы, чрезвычайного или осадного положения (ст. 116).

В Конституции Испании определены основы статуса и некоторых иных органов государственной власти, в частности Государственного совета, Счетной палаты и Совета экономического планирования.

Государственный совет – высший консультативный орган правительства. Порядок его формирования и полномочия определяются органическим законом (ст. 107).

Высшим контрольным органом в финансовой области и экономической деятельности государства и государственного сектора экономики является Счетная палата. В своей деятельности она подчинена Генеральным кортесам. На членов палаты распространяются положения о независимости и несменяемости судей. Состав, порядок формирования и функции Счетной палаты регулируются органическим законом (ст. 136).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: