Тема 3. Особенности маркетинга в социальной сфере
Вопросы:
1. Специфика маркетинга в социальной сфере
2. Этапы развития маркетинга в социальной сфере
3. Эволюция маркетинга услуг.
4. Основные этапы эволюции теории маркетинга услуг
5. Особенности маркетинга качества услуг.
6. Социально ответственный маркетинг.
Специфика маркетинга в социальной сфере.
Поскольку реформа социальной сферы привела к разрушению прежнего механизма управления, утратившего свою эффективность, происходит формирование нового механизма управления, внедрение нового хозяйственного механизма функционирования социальной сферы, в котором важную роль играет маркетинг.
Разработка концепции маркетинга в социальной сфере — это, по сути, разработка надлежащей философии маркетинга, исходящей из понимания уникальности среды, в которой работают организации социальной сферы, и специфики миссии, которую они выполняют. Социальные услуги, предоставляемые этими организациями, предусматривают выполнение не только экономических, но и социальных функций, что вызывает пристальное внимание к их деятельности со стороны общественности, а маркетинговые стратегии, реализуемые этими организациями, оцениваются преимущественно с иных — немаркетинговых позиций. Это относится в большей или меньшей степени к организациям всех отраслей социальной сферы, несмотря на то, что их миссии могут существенно различаться в зависимости от организационно-хозяйственных форм, вида деятельности, типа спроса, на который они ориентируются, и т.д.
|
|
Какие теории могут стать основой той концепции маркетинга, которая наиболее соответствует состоянию и тенденциям развития социальной сферы российского общества? Какие принципиальные современные концептуальные подходы должны быть реализованы в формирующейся отечественной практике и теории маркетинга в социальной сфере?
Наиболее продуктивными являются теория маркетинга услуг, теория маркетинга качества услуг, а также концепция социально ответственного маркетинга. В совокупности эти теории вместе с общей теорией маркетинга позволяют сформировать достаточно полное представление о специфике маркетинга в социальной сфере, его месте в общей эволюции теории и практики маркетинга и выработать продуктивные подходы к формированию современного эффективного маркетинга для организаций социальной сферы в России.