По способу управления крановые ЭП могут быть разделены на 2 группы:
1) С силовыми кулачковыми контроллерами (КК)
2) С магнитными контроллерами (МК)
КК – это аппарат ручного управления, контактов которого коммутируют силовую цепь двигателя.
МК – это панель управления с защитными элементами и контакторами, предназначенными для коммутации силовых цепей двигателя в совокупности с командоконтроллером.
Выбор способа управления зависит от:
1) режима работы крана;
2) мощности двигателя.
Блок-схема ЭП с КК:
ЗП – защитная панель
ЯС – ящик сопротивлений
Д – двигатель
ЗП: предназначена для выполнения следующих функций:
1) Защиты:
- от токов КЗ (225 300 % Iном): реле максимального тока или автоматический выключатель.
- от понижения напряжения (0.85 Uном): реле минимального напряжения.
2) Блокировки:
- ограничение рабочей зоны – концевые выключатели
- нулевая (исключает самопроизвольное включение схемы) – контроллер.
Защитные панели выполняют защиту 3-х механизмов (подъем, мост, тележка).
|
|
Типы ЗП:
На переменном токе: ПЗК (панель защитная на контроллере), ПЗКБ (П,М,Т).
На постоянном токе: ППЗК, ППЗБ (П, М, Т).
ПЗКБ и ППЗК – см. альбом (стр.18-19) – на экзамене.
КК: Это спец. аппаратура, предназначенная для управления. КК бывают:
- симметричные – при одном и том же номере рукоятки и вправо и влево двигатель работает в одном и том же режиме на одинаковых МХ;
- несимметричные – --||-- на разных МХ и в разных режимах.
Симметричные – для механизмов поворота и передвижения, несимметричные – для механизмов подъема.
Для управления двигателями ~I: ККТ-61,65; =I: ККП-102.
2.2 Типовые СУЭП крановых механизмов с КК
Схема АЭП с ККТ-61А – см. альбом. Схема соответствует блок-схеме. Необходимые защиты и блокировки выполняет ЗП между сетью и КК. Контакты КК используются:
- 4 верхних – для коммутации силовой цепи (для реверса);
- 5 средних – для реостатного регулирования;
- 3 нижних – для подключения защитной панели.
Схема управления ДПТ с ККП – см. альбом, стр.20. Схема электрическая принципиальная соответствует блок-схеме. Защиты обеспечивает защитная панель типа ППЗК. Сам КК обеспечивает режимы подъема и все режимы спуска. Работа схемы на подъем и на спуск отличается, и схемы подключения двигателя разные.
Работа схемы на подъем: якорь и ОВ соединены последовательно.
Циклограмма:
Т.е. с помощью КК изменяем сопротивление.
Работа схемы на спуск: двигатель подключается по специальной схеме «безопасного пуска».
Циклограмма (для 4-го положения):
На всех положениях спуска включено Р7-Р8. Характеристика 1С (минимальная скорость) получается путем введения сопротивления (Р1-Р3) последовательно с сетью, а в цепи ОВ – сопротивлений нет(1-е положение КК). На следующих положениях КК последовательно вводится Rдоб в ОВ. До положения 4 КК Rдоб, включенное последовательно с сетью, остается постоянным. А, начиная с положения 5 – и оно переводится в ОВ. В пол.6 – ОВ включается в сеть независимо от якоря.
|
|
Замечания: Схема обеспечивает динамическое торможение с самовозбуждением – возникает при переводе маховика КК при спуске в нулевое положение. Тогда при отключении двигателя от сети ЭДС якоря создает в ОВ ток, направление которого совпадает с протек-м ранее, машина возбуждается. А если маховик перевести в 0 при подъеме, динамического торможения не произойдет, т.к. цепь дин. торм-я есть, а машина будет размагничиваться. Использование дин. торм-я при затормаживании приводит к тому, что тормозные колодки меньше изнашиваются. Наличие этого режима явл. основным преимуществом перед АД.
В последние годы освоен выпуск ЭП-в с контроллерным управлением с улучшенными регулировочными возможностями за счет введения при спуске груза режима дин. торможения с самовозбуждением (ККТ-65А). Система управления содержит: силовой контроллер и релейно-контакторную панель управления режимом дин. торможения и защитную панель.