Примерные вопросы к промежуточной аттестации

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Методы педагогической психологии.

3. Понятийная система педагогической психологии.

4. Проблема соотношения обучения и развития.

5. Психологические подходы к обучению.

  1. Психологическая характеристика учебной деятельности.

7. Мотивы учения.

  1. Понятие, компоненты и характеристики усвоения.
  2. Понятие, виды и законы научения.
  3. Формирование навыков.
  4. Формирование понятий.

12. Теория поэтапного формирования умственных действий.

13. Психологические критерии контроля и оценки знаний.

14. Психологические основы традиционного обучения.

15. Психологические основы проблемного обучения.

16. Психологические основы программированного обучения.

17. Психологические основы развивающего обучения.

  1. Развитие внимания учащихся в процессе обучения.
  2. Развитие памяти учащихся в процессе обучения.
  3. Развитие восприятия учащихся в процессе обучения.
  4. Развитие мышления учащихся в процессе обучения.
  5. Психологическая сущность воспитания и механизмы формирования новых мотивационных отношений.
  6. Психологические условия эффективности педагогических требований.
  7. Психологические условия эффективности педагогических оценок.
  8. Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга.
  9. Конфликты в педагогическом процессе, их причины и способы устранения.
  10. Влияние межличностных отношений в семье на развитие личности ребенка.
  11. Структура педагогической деятельности и ее функции.
  12. Профессиональные требования к личности педагога.
  13. Профессиональные деформации личности педагога. Синдром эмоционального сгорания. Мифы, связанные с идеальным образом учителя.

31. Педагогические способности.

32. Стили педагогической деятельности.

33. Психологическая служба образования.

34. Влияние индивидуальных особенностей на учение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Тесты по педагогической психологии

1. Приобретение нового опыта через язык и другие знаковые системы (научные символы) называется научением: а) викарным; б) оперантным; в) вербальным; г) условно-рефлекторным.

2. Обучение создает зону ближайшего развития, по мнению: а) Б. Скиннера; б) Дж. Брунера; в) П.Я. Гальперина; г) Л.С. Выготского.

3. Развитие создает возможности, а обучение их реализует; развитие и обучение – два параллельных независимых процесса, по мнению: а) Э. Торндайка; б) Ж. Пиаже; в) Л.С. Выготского; г) Дж. Брунера.

4. Материализованная оценка – это: а) одобрение; б) похвала; в) подарок; г) естественное последствие.

5. Поступок ребенка сам по себе влечет какую-то плату – разновидность педагогической оценки, именуемая: а) подарком; б) одобрением; в) похвалой; г) естественным последствием.

6. Чаще переоценивают у подростков такие качества как неорганизованность, недисциплинированность, безответственность, педагоги со стилем общения: а) авторитарным; б) либеральным; в) демократическим.

7. Переоценивают самостоятельность, смелость, самолюбие, правдивость подростков педагоги со стилем общения: а) авторитарным; б) либеральным; в) демократическим.

8. Учитель передает учащимся готовые, известные знания в ходе обучения: а) традиционного; б) проблемного; в) программированного; г) развивающего.

9. Возникновение программированного обучения связано с именем: а) П.Я. Гальперина; б) Л.С. Выготского; в) Б. Скиннера; г) В. В. Давыдова.

10. Рассчитано не столько на усвоение готовых знаний и умений, сколько на развитие мышления учащихся, обучение: а) традиционное; б) проблемное; в) программированное; г) дистанционное.

11. Управление умственной деятельностью обучаемого с помощью деления учебного процесса на шаги и оперативной обратной связи лежит в основе обучения: а) традиционного; б) проблемного; в) программированное; г) развивающего.

12. Обучение, которое идет от общего к частному, от абстрактного к конкретному, – это обучение: а) традиционное; б) проблемное; в) программированное; г) развивающее.

13. Восстановите последовательность этапов процесса усвоения по С.Л. Рубинштейну: а) запоминание учебного материала; б) применение на практике; в) ознакомление с учебным материалом; г) осмысление учебного материала.

14. Обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения – это: а) навык; б) умение; в) понятие; г) представление.

15. Научное понятие отличается от житейского тем, что: а) приобретается в чувственно-практической деятельности б) обобщает конкретные наглядно-образные связи; в) обобщает существенные признаки предметов; г) ребенок хорошо знает содержание, но не может его словесно определить.

16. В соответствие с теорией В.В. Давыдова, обобщение чувственных представлений, непосредственно вплетенных в практическую деятельность, характеризует … мышление.

17. В соответствие с теорией В.В. Давыдова, анализ объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему, характеризует … мышление.

18. Восстановите последовательность этапов усвоения понятия: а) выделение существенных признаков, широкое использование понятия; б) конкретное единичное использование понятия; в) определение обобщенных существенных признаков без умения широко употреблять понятие; г) выделение понятия из круга родственных понятий, но неразличение при этом существенных и несущественных признаков.

19. Преобразование предмета действия – это часть действия: а) ориентировочная; б) исполнительная; в) контрольная; г) корректировочная.

20. На проверку со­ответствия исполнения действия намеченному плану направлена такая его часть как: а) ориентировочная; б) исполнительная; в) контрольная; г) корректировочная.

21. Выделение условий, которые необходимо учитывать при решении задачи, – это часть действия: а) ориентировочная; б) исполнительная; в) контрольная; г) корректировочная.

22. По мнению П.Я. Гальперина, умственное действие не должно быть: а) разумным; б) обобщенным; в) подконтрольным и подотчетным; г) максимально развернутым.

23. По мнению П.Я. Гальперина, наиболее эффективно умственное действие будет усваиваться с помощью ориентировочной основы действия: а) неполной, конкретной, задаваемой в готовом виде; б) полной, обобщенной, задаваемой в готовом виде; в) полной, обобщенной, строящейся ребенком самостоятельно.

24. Восстановите последовательность этапов формирования умственных действий в соответствии с теорией П.Я. Гальперина: а) выполнение действий с материальными предметами; б) действие во внутренней речи; в) действие во внешней речи про себя; г) образование ориентировочной основы действия; д) действие в громкой речи без предметов.

25. Свободное применение умственного действия в разнообразных условиях означает его: а) разумность; б) сознательность; в) обобщенность; г) быстроту.

26. Ориентированность умственного действия на существенные отношения объектов означает его: а) разумность; б) сознательность; в) обобщенность; г) быстроту.

27. Подконтрольность и подотчетность умственного действия означает его: а) разумность; б) сознательность; в) обобщенность; г) быстроту.

28. Максимальная сокращенность и освоенность умственного действия означает его: а) разумность; б) сознательность; в) обобщенность; г) быстроту.

29. По И.И. Ильясову, деятельность по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения специально поставленных преподавателем учебных задач, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку, – это: а) обучение; б) учение; в) научение; г) учебная деятельность.

30. К внешним мотивам учебной деятельности не относится мотив: а) самоутверждения; б) познавательный; в) достижения; г) общения.

31. Анализ, синтез, абстрагирование относятся к действиям: а) перцептивным; б) мнемическим; в) мыслительным.

32. Опознание, идентификацию относят к действиям: а) перцептивным; б) мнемическим; в) мыслительным.

33. Запечатлевание, структурирование, сохранение, актуализацию информации относят к действиям: а) перцептивным; б) мнемическим; в) мыслительным.

34. К основным показателям обучаемости не относится: а) темп продвижения в освоении знаний и формировании умений; б) отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода; в) гибкость в переключении на новые способы и приемы работы; г) освоенность знаний и умений; д) прочность сохранения освоенного материала.

35. Специфическая особенность учебной деятельности – это: а) усвоение соци­ального опыта; б) созидание общественно значимых продуктов; в) изменение в психических свойствах и поведении человека; г) получение нового знания, которого раньше не было в социальном опыте.

36. Процесс целенаправленного воздействия на поведение и личность ребенка – это: а) образование; б) обучение; в) воспитание; г) научение.

37. Воспитание, в отличие от обучения: а) формирует социально значимые ценностные ориентации, нормы поведения; б) направлено на интеллектуальное и когнитивное развитие; в) реализуется через действия с материальной культурой; г) реализуется в педагогической деятельности.

38. Способность индивида к присвоению транслируемого ему социокультурного опыта – это: а) обучение; б) учение; в) обучаемость; г) обученность.

39. Характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения – это: а) воспитанность; б) учение; в) обучаемость; г) обученность.

40. Возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми – это: а) обученность; б) обучаемость; в) воспитанность; г) воспитуемость.

41. Актуальный уровень развития личности – это: а) обученность; б) обучаемость; в) воспитанность; г) воспитуемость.

42. Показателем обучаемости не является: а) умение действовать «в уме»; б) способность к самостоятельной постановке целей обучения; в) потребность в большем количестве помощи; г) открытость к помощи; д) способность осуществлять ориентировку и перенос.

43. Вид познавательной деятельности субъекта, имеющий своей целью развитие способностей, приобретение знаний, умений, навыков, – это: а) обучение; б) научение; в) усвоение; г) учение.

44. Устойчивые изменения в психике и поведении, возникшие благодаря предшествующей познавательной деятельности субъекта, называются: а) обучением; б) учебной деятельностью; в) усвоением; г) учением.

45. Изменения в поведении в ответ на стимул с подкреплением называются: а) обучением; б) научением; в) усвоением; г) учением.

46. Научение изучается сторонниками подхода: а) деятельностного; б) бихевиористского; в) когнитивного; г) гуманистического.

47. Научение, в отличие от учения: а) является прерогативой человека; б) осуществляется благодаря собственной деятельности обучаемого; в) приобретение индивидуального опыта биологической системой; г) сотрудничество обучаемого и обучающего.

48. Развертывание инстинктивного поведения в ответ на пусковой сигнал со стороны внешней среды – вид научения, именуемый: а) импритингом; б) условно-рефлекторным научением; в) оперантным научением; г) викарным научением; д) вербальным научением.

49. Реакция в ответ на биологически нейтральный стимул, который связывается с удовлетворением органических потребностей, – вид научения, именуемый: а) импритингом; б) условно-рефлекторным научением; в) оперантным научением; г) викарным научением; д) вербальным научением.

50. Реакция, найденная методом проб и ошибок, получившая положительное подкрепление, – вид научения, именуемый: а) импритингом; б) условно-рефлекторным научением; в) оперантным научением; г) викарным научением; д) вербальным научением.

51. Научение через наблюдение за поведением других людей и подражание им: а) импритинг; б) условно-рефлекторное научение; в) оперантное научение; г) викарное научение; д) вербальное научение.

52. Специфическим для человека является такое научение как: а) импритинг; б) условно-рефлекторное научение; в) оперантное научение; г) викарное научение; д) вербальное научение.

53. Основные законы научения сформулировал: а) Б. Скиннер; б) Э. Торндайк; в) Дж. Уотсон; г) К. Холл.

54. Оперантное научение описал: а) И.П. Павлов; б) Э. Торндайк; в) Дж. Уотсон; г) Б. Скиннер.

55. Условно-рефлекторное научение описал: а) И.П. Павлов; б) Э. Торндайк; в) Дж. Уотсон; г) Б. Скиннер.

56. Связь между ситуацией и реакцией упрочивается при наличии состояния удовлетворения – суть закона: а) эффекта; б) упражняемости; в) готовности.

57. Связь тем прочней, чем чаще повторяется последовательность стимула и реакции плюс подкрепление – суть закона: а) эффекта; б) упражняемости; в) готовности.

58. Связь образуется тем быстрее, чем больше она соответствует наличному состоянию организма или субъекта – суть закона: а) эффекта; б) упражняемости; в) готовности.

59. Процессы развития и обучения тождественны, по мнению: а) Л.С. Выготского; б) Дж. Брунера; в) У. Джеймса, К. Коффки, Э. Торндайка, Дж. Уотсона; г) Ж. Пиаже.

60. «…правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие…», по мнению: а) Л.С. Выготского; б) Дж. Брунера; в) У. Джеймса, К. Коффки, Э. Торндайка, Дж. Уотсона; г) Ж. Пиаже.

61. Понятие зоны ближайшего развития ребенка в психологию ввел: а) Л.С. Выготский; б) Дж. Брунер; в) Дж. Уотсон; г) Ж. Пиаже.

62. Назовите неверный ответ. Зона ближайшего развития: а) создается правильно организованным обучением; б) уровень развития психических функций ребенка, который уже сложился; в) то, что ребенок в состоянии сделать с помощью взрослого; г) процессы, которые находятся в стадии становления.

63. Метод сбора данных путем прямо­го зрительного и слухового контакта с объектом изучения – это: а) беседа; б) изучение продуктов деятельности; в) наблюдение; г) эксперимент.

64. Эксперимент, проводимый в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений, называется: а) лабораторным; б) естественным; в) констатирующим; г) формирующим.

65. Прослеживание усвоения новых зна­ний и действий при введении различных условий в процесс их образования – это эксперимент: а) лабораторный; б) естественный; в) констатирующий; г) формирующий.

66. Эксперимент, который проводится в привычных для испытуемых условиях, о проведении которого их не информируют, называется: а) лабораторным; б) естественным; в) констатирующим; г) формирующим.

67. Способность находить эффективные методы обучения относится к способностям: а) дидактическим; б) проектировочным; в) академическим; г) организаторским; д) воспитательным.

68. Способность быть примером и образцом для подражания относится к способностям: а) дидактическим; б) проектировочным; в) академическим; г) организаторским; д) воспитательным.

69. Свободное владение материалом и большой интерес к нему относится к способностям: а) дидактическим; б) проектировочным; в) академическим; г) организаторским; д) воспитательным.

70. Способность управлять поведением ученика через его мотивы относится к способностям: а) дидактическим; б) проектировочным; в) академическим; г) организаторским; д) воспитательным.

71. Способность прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника относится к способностям: а) дидактическим; б) проектировочным; в) академическим; г) организаторским; д) воспитательным.

72. Внутренние новообразования психики и деятельности являются таким компонентом учебной деятельности как ее: а) предмет; б) продукт; в) средства; г) способы.

73. Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий является таким компонентом учебной деятельности как ее: а) предмет; б) продукт; в) средства; г) способы.

74. Особенности личности и общения педагога исследует психология: а) обучения; б) воспитания; в) педагогической деятельности.

75. Особенности формирования учебной деятельности изучает психология: а) обучения; б) воспитания; в) педагогической деятельности.

76. Закономерности формирования личности изучает психология: а) обучения; б) воспитания; в) педагогической деятельности.

77. По Г.А. Ковалеву, стратегия психологического воздействия, функцией которой является контроль поведения и установок человека, их подкрепление и направление в нужное русло, принуждение, называется: а) императивной; б) манипулятивной; в) развивающей.

78. По Г.А. Ковалеву, стратегия психологического воздействия, основанная на открытости партнеров по общению, настрое на актуальные состояния друг друга, доверительности и искренности выражения чувств, называется: а) императивной; б) манипулятивной; в) развивающей.

79. По Г.А. Ковалеву, стратегия психологического воздействия, основанная на проникновении в механизмы психики, использующая знание в целях воздействия и формирования общественного мнения, называется: а) императивной; б) манипулятивной; в) развивающей.

80. По Д. Боумрид, когда родители полностью подчиняют ребенка себе, ограничивают его самостоятельность, жестко контролируют его, лишают его выбора, это стиль воспитания: а) авторитетный; б) авторитарный; в) снисходительный.

81. По Д. Боумрид, когда родители не контролируют ребенка, не требуют ответственности, лишают его внимания и сочувствия, это стиль воспитания: а) авторитетный; б) авторитарный; в) снисходительный.

82. По Д. Боумрид, когда родители любят и понимают ребенка, предпочитая не наказывать, а объяснять и помогать, требуют осмысленного поведения, это стиль воспитания: а) авторитетный; б) авторитарный; в) снисходительный.

83. По А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру, недостаток опеки и контроля, безнадзорность, отсутствие внимания и интереса к делам ребенка относятся к такому отклоняющемуся стилю семейного воспитания как: а) доминирующая гиперпротекция; б) потворствующая гиперпротекция; в) гипопротекция; г) эмоциональное отвержение.

84. По А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру, чрезмерная опека и контроль, слежка, запреты и ограничения, ограничение самостоятельности и ответственности ребенка относятся к такому отклоняющемуся стилю семейного воспитания как: а) доминирующая гиперпротекция; б) потворствующая гиперпротекция; в) гипопротекция; г) эмоциональное отвержение.

85. По А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру, освобождение ребенка от малейших трудностей, потакание его желаниям, чрезмерное обожание и покровительство относятся к такому отклоняющемуся стилю семейного воспитания как: а) доминирующая гиперпротекция; б) потворствующая гиперпротекция; в) гипопротекция; г) эмоциональное отвержение.

86. По А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру, игнорирование потребностей ребенка, общее недовольство им, отношение к нему как к обузе относятся к такому отклоняющемуся стилю семейного воспитания как: а) доминирующая гиперпротекция; б) потворствующая гиперпротекция; в) гипопротекция; г) эмоциональное отвержение.

87. Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям – это такая деятельность психолога образования как: а) диагностическая; б) коррекционная; в) просветительская; г) профилактическая; д) консультативная.

88. Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников – это такая деятельность психолога образования как: а) диагностическая; б) коррекционная; в) просветительская; г) профилактическая; д) консультативная.

89. Углубленное проникновение во внутренний мир школьника – это такая деятельность психолога образования как: а) диагностическая; б) коррекционная; в) просветительская; г) профилактическая; д) консультативная.

90. Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника – это такая деятельность психолога образования как: а) диагностическая; б) коррекционная; в) просветительская; г) профилактическая; д) консультативная.

91. Помощь в решении проблем, с которыми приходят сами учителя, учащиеся, родители – это такая деятельность психолога образования как: а) диагностическая; б) коррекционная; в) просветительская; г) профилактическая; д) консультативная.

92. Ориентация школьников на овладение новыми знаниями – это мотивы: а) широкие познавательные; б) учебно-познавательные; в) самообразования; г) широкие социальные; д) узкие социальные; е) социального сотрудничества.

93. Стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни – это мотивы: а) широкие познавательные; б) учебно-познавательные; в) самообразования; г) широкие социальные; д) узкие социальные; е) социального сотрудничества.

94. Желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление анализировать и совершенствовать свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу – это мотивы: а) широкие познавательные; б) учебно-познавательные; в) самообразования; г) широкие социальные; д) узкие социальные; е) социального сотрудничества.

95. Ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний – это мотивы: а) широкие познавательные; б) учебно-познавательные; в) самообразования; г) широкие социальные; д) узкие социальные; е) социального сотрудничества.

96. Стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет – это мотивы: а) широкие познавательные; б) учебно-познавательные; в) самообразования; г) широкие социальные; д) узкие социальные; е) социального сотрудничества.

97. Направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний – это мотивы: а) широкие познавательные; б) учебно-познавательные; в) самообразования; г) широкие социальные; д) узкие социальные; е) социального сотрудничества.

98. Умения, обеспечивающие изучение содержания и способов воздействия на других людей, – это такой компонент структуры педагогической деятельности как: а) гностический; б) проектировочный; в) конструктивный; г) организаторский; д) коммуникативный.

99. Установление педагогически целесообразных взаимоотношений – это такой компонент структуры педагогической деятельности как: а) гностический; б) проектировочный; в) конструктивный; г) организаторский; д) коммуникативный.

100. Формирование системы целей и задач, планирование деятельности учащихся и собственной деятельности на длительный срок – это такой компонент структуры педагогической деятельности как: а) гностический; б) проектировочный; в) конструктивный; г) организаторский; д) коммуникативный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: