Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность административного права………………………………………5
2. Предмет административного права………………………………………..8
3. Метод административного права…………………………………………10
4. Нормы административного права……………………………………….12
5. Понятие, признаки и состав административного правонарушения…….14
6. Понятие, цели и особенности административной ответственности……17
Заключение……………………………………………………………………19
Литература…………………………………………………………………….21
Введение
Идущий в России процесс последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигают общество к этапу завершения формирования подлинно правового государства.
Менталитет россиянина, как известно, во многом склоняет его к вере во власть, к надежде на генерального управителя общественными делами. Державные мотивы никогда не были отвергаемы подданными и гражданами Российского государства. Отсюда неподдельный интерес к сфере политики, к организации и функционированию государственной власти. Об интересе к праву со стороны россиянина нельзя сказать того, что мы говорим об отношении к государству. Здесь скорее имело место безразличие или откровенный правовой нигилизм. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути.
|
|
Понимание этих процессов и реалий, происходящих на правовом поле, знакомство с важнейшими институтами права и государства сегодня — и насущная потребность, и неотъемлемая обязанность каждого сознательного гражданина, поэтому рассмотрение темы административного права и меры ответственности за его нарушение актуально в настоящее время.
Административное право является профилирующей, опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Целью написания данной работы является рассмотрение вопросов административного права и ответственности за его нарушение.
Исходя из поставленной цели, задачи работы следующие:
- рассмотреть сущность административного права; предмет административного права;
- рассмотреть метод административного права; нормы административного права; понятие, признаки и состав административного правонарушения; понятие, цели и особенности административной ответственности.
Сущность административного права
|
|
Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений» составляющих предмет этой отрасли права[1, c. 231]. При этом предмет административного права отвечает на вопрос: что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а метод административного права отвечает на вопрос: как, каким образом эти нормы выполняют свое регулирующие воздействие[1, c. 232].
Однако прежде чем говорить о предмете и методе административного права, необходимо показать его сущность, предназначение, целевую направленность, т.е. самое главное, что характеризует эту отрасль права.
Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное; или «публичное», управление. Такое понимание сущности административного права было общепринятым на протяжении десятилетий. Однако в современных условиях сущность административного права должна быть дополнена вторым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
В этой связи огромное значение имеют цели, достижению которых служит административное право.
Назовем три такие цели[5, c. 184]:
Во-первых, административное право обеспечивает рамки правовых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление государством и обществом. Это значит, что органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют свою деятельность только в рамках установленных законом полномочий, это означает недопустимость, выхода за их пределы.
Во-вторых, административное право должно обеспечить оптимальный уровень управления государством и обществом с использованием административно-правовых институтов, например государственной службы» административной ответственности. Это значит, что хорошее администрирование должно осуществляться экономно, эффективно и рентабельно использовать имеющиеся ресурсы. Такой уровень достижим лишь при открытости, прозрачности, возможности обжалования при принятии и исполнении принимаемых решений.
В-третьих, административное право призвано обеспечить законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности в управлении. Органы исполнительной власти и их должностные лица обладают большой властью в отношении граждан. Получение многих благ (лицензии, социальные льготы, пенсии, право заняться бизнесом и т. д. и т. п.) зависит от администрации. Основная цель здесь — государство, органы исполнительной власти, должностные лица должны обращаться с людьми справедливо, их права, свободы и законные интересы должны уважаться.
Изменения сущности административного права связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.
Суть изменений, которые здесь происходят, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность в основном подзаконных актов, т.е. постановлений правительства, актов министерств и ведомств — приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только подменяли закон, но и дополняли, изменяли, а подчас и сводили его на «нет». Как можно заметить, теперь основные вопросы функционирования исполнительной власти регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РФ. Уже приняты таможенный, налоговый, бюджетный, воздушный, водный и некоторые другие кодексы, носящие преимущественно административно-правовой характер. Принят новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года.
|
|