Институт брачных посредников (сватов)

В эпоху, когда естественные механизмы подбора брачных партнеров всячески дискредитировались официальной идеологией и изгонялись из сферы социального обращения, общество было вынуждено изобретать новые механизмы, компенсирующие эту важную с точки зрения социума функцию. Так появился социальный институт свах и сватов - людей, профессионально или по психологической склонности занимающихся образованием супружеских пар. Институт брачных посредников встречается повсеместно во всех этнических культурах, они были непременными участниками предбрачного ритуала во всех обществах традиционного типа.

Браки в традиционном обществе совершались не на небесах, а в семейных кулуарах. Личные чувства брачующихся в расчет практически не брались. Это были браки по сговору между главами семей или их полномочными в этом отношении представителями - сватами или свахами. Институт сватов или свах известен во всех этнических культурах. В последнее время в европоцентристском ареале сваты превратились в сугубо декоративные фигуры свадебного застолья, а в традиционных обществах они играли чрезвычайно важную функцию, способствующую укреплению и гармонизации семейно-брачных отношений.

Высокая общественная значимость брака в конфуцианском Китае, например, привела к тому, что проблемой обеспечения супружеской совместимости занимались все старшие родственники молодоженов. Дело было поставлено на солидную профессиональную и «научную» основу. Подбор невест для женихов, особенно знатных женихов, доверяли только профессиональным свахам, «рейтинг» и, соответственно, «комиссионные» которых напрямую зависели от стиля супружеских взаимоотношений и количества детей их бывших клиентов. Важная роль в предбрачный период отводилась и гадателю, который на основе точного времени рождения брачующихся, учитывая даже час их появления на свет, путем сложных выкладок устанавливал, не повредит ли благополучию семьи заключаемый брак.

В довоенной Японии, где доминировал брак по сговору, брачному посреднику отводилась ведущая роль не только при знакомстве и на начальных этапах общения молодых людей и их родителей, но и в ходе всех последующих переговоров семей о свадьбе, при проведении самой свадьбы и, более того, - в надзоре за взаимоотношениями молодоженов после свадьбы. Фактически сват-посредник брал на себя роль поручителя за семейное благополучие своих клиентов. Он же нёс и моральную ответственность перед общественностью в случае неудачной супружеской жизни молодых. Прагматичные японцы подкрепили моральную ответственность сватов их личной материальной заинтересованностью в семейной удаче молодоженов. Вознаграждение за свои деликатные услуги посредник получал не в дни свадьбы, а на протяжении ряда последующих лет в виде подарков, подносимых благодарными супругами дважды в год, обычно на Новый год и в середине лета[168]. Что касается Японии, то в этой стране и сегодня даже самые современные семьи нередко прибегают к услугам профессиональных брачных посредников. В рекламных газетах многих крупных российских городов активно пропагандируются услуги вынырнувших из глубины веков свах. Секрет устойчивости общественного спроса на услуги специалистов в деле образования стабильных браков даже в нынешних условиях кроется в профессионализме этих людей, зарабатывающих этим ремеслом на хлеб. Они, как правило, хорошо знают психологию людей и способны принимать правильные решения на рациональной основе, чего обычно очень не хватает переполненным эмоциями и субъективизмом молодоженам и их родителям.

Просуществовавшие тысячелетия многопоколенные семейные кланы, роды, тейпы и т.д. были сметены буквально за несколько десятков лет цивилизационными ветрами с Запада. Вместе с родовой семьей исчезли и наработанные веками социальные механизмы предбрачного поведения молодежи. В этом заключается одна из причин катастрофического падения стабильности и качества брачно-семейных отношений в кичащейся своими техническими достижениями европоцентристской цивилизации. Но, как часто бывает, кризис открыл и новые возможности для гармонизации супружеских отношений и создания новой формы семьи и брака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: