Раздел 3. Речевая деятельность и речевое взаимодействие

Тема 11. Речевая деятельность и речевое взаимодействие.

Основные единицы общения: речевой акт, текст. Речевая ситуация и речевое взаимодействие. Интенции и коммуникативные целеустановки.

Речевая деятельность. Понятие, структура, виды. Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения. Активное чтение.

Оратор и его аудитория. Способы привлечения внимания. Доказательства и опровержения. Основные виды аргументов.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Презентационная речь как разновидность публичного выступления.

Основы мастерства беседы и спора. Язык и стиль деловой беседы. «Максимы» общения (принцип вежливости и принцип кооперации).

Устная форма научного общения.

Тема 12. Культура делового общения.

Этапы делового общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса (проблемы), принятие решения, выход из контакта. Условия успешности коммуникации. Правила устного общения. Культура ведения деловой беседы, делового телефонного разговора. Деловое совещание. Особенности организации и проведение деловых совещаний. Деловые переговоры. Стадии и этапы переговорного процесса. Основные стратегии ведения переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Психологические особенности партнеров, методы воздействия. Техника аргументации: риторические методы, спекулятивные методы. Национальные особенности делового общения.

Тема 13. Речевой этикет в структуре делового общения.

Общение информативное и фатическое. Речевой этикет и речевая ситуация. Специализированные единицы речевого этикета в системе языка.

Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания. Особенности русского речевого этикета. Речевой этикет устной деловой речи.

Стереотипы фатической коммуникации. Формы обращения. Знакомство. Приветствие. Прощание. Поздравление. Пожелание. Благодарность. Извинение. Просьба. Приглашение. Совет. Утешение. Комплимент. Одобрение. Эпистолярный этикет и этикет телефонного общения. Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: