Дж. Гелбрейт определяет проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.
На процесс организационного проектирования оказывают влияние многие факторы. О.С. Виханский и А.И. Наумов в качестве важнейших из них выделяют следующие факторы (рис. 10.1.):
1. Состояние внешней среды, в рамках данного фактора выделяется две основных характеристики:
Ø динамизм внешней среды, то есть скорость протекающих в ней изменений и сложность внешней среды;
Ø сложность внешней среды, то есть число субъектов, входящих в ее состав, характер связей между ними и т.п.
2. Характер технологии работы в организации, при этом важнейшими характеристиками данного фактора являются:
Ø Степень неопределенности в сроках начала работ и месте их выполнения;
Ø Степень неопределенности в способе выполнения работы.
3. Стратегический выбор руководства в отношении ее целей. В данном случае для нас важны следующие характеристики данного фактора:
|
|
Ø Идеология управления, то есть набор идеологических принципов и предположений, на которых строится управленческая деятельность;
Ø Типы потребителей деятельности организации;
Ø Количественные масштабы деятельности организации (количество работающих, объем выпуска продукции и т.п.);
Ø Типы рынков сбыта и территориальное размещение производства.
4. Поведение работника. Здесь можно выделить следующие аспекты:
Ø Потребности работника, которого мы рассматриваем как человека, личность и субъекта производственных функций;
Ø Квалификацию работника, то есть наличие у него необходимых знаний, умений и навыков для реализации возложенных на него задач;
Ø Степень мотивированности работника, то есть наличие у него материальной и материальной заинтересованности в реализации возложенных на него задач.
В процессе проектирования организационных структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:
· определение типа организационной структуры управления;
· определение оснований для структурного деления организации;
· уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
· определение управленческих полномочий каждого уровня управления;
· разработка технологических процессов управления;
· разработка механизмов взаимодействия различных технологических процессов управления между собой;
· численность административно-управленческого персонала;
· определение характера соподчиненности между звеньями организации;
· расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.