Классические формы международной торговли

Международная торговля – исторически первая форма международных экономических отношений между странами. Для национальный экономики участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли.

Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.

Под международной торговлей понимается сфера международных экономических отношений, отражающая закономерности движения товаров и услуг за пределы национальных границ отдельных государств – между национальными экономиками, так и внутри – и между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство.

Международная торговля является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом. Развитие международной торговли сопровождается увеличением мирового богатства: с 1948 по 1986г. среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1,5 раза превзошли среднегодовые темпы роста мирового хозяйства. За 26 лет, с 1960 по 1986г.

Основные коммерческие операции:

· По обмену в товарном и материально-вещественном виде (экспорт, импорт).

· По обмену научно-техническими знаниями (торговля патентами, ноу-хау).

· Арендные операции.

· По предоставлению технических и строительных, консультационных, информационных, управленческих услуг.

· Операции производственные и научно-технические.

· Сотрудничества (специализированные, кооперационные).

· Создание предприятий совместного владения.

Вспомогательные операции – операции, которые предусматривают выполнение действий по обеспечению народного обмена.

Виды внешнеторговых операций:

1 По направлениям торговли

- экспортные

- импортные

- реэкспортные

-реимпортные

2 арендные

- лизинг

- хайринг

- рентинг

3 по торговле лицензиями

4 инжиниринг

5 встречная торговля

5.1 операции в рамках промышленного сотрудничества

- сотрудничество на компенсационной основе

- производственная кооперация

5.2 операции предусматривающие участие продавца в реализации товаров, предлагаемых покупателю (контр-закупки)

- коммерческие компенсации

- встречные закупки

- авансовые закупки

- операции типа «офсет»

- операции типа «свитч»

5.3 Натуральный обмен (бартер)

Международная торговля находит свое конкретное проявление в двух своих основных формах: экспорте и импорте.

Экспорт представляет собой вывоз товаров и услуг для реализации на внешнем рынке. Экспортироваться из страны могут как товары, произведенные непосредственно в ней, так и ранее ввезенные из-за границы. Во втором случае имеет место так называемый реэкспорт - перепродажа на внешних рынках товаров без какой-либо дополнительной их обработки.

Импорт - ввоз товаров и услуг для реализации их на внутреннем рынке. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой.

Реэкспортные операции — вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.

Реимпортные операции — ввоз из-за границы ранее вы­везенных отечественных товаров, не подвергшихся там пе­реработке.

Для характеристики уровня и динамики внешней торговли той или иной страны используется ряд количественных показателей. Важнейшими из них являются: размеры внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта); состояние торгового баланса, экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта); объем экспорта на душу населения.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах фоб (FOB - Free оп Board), которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна или в вагон железной дороги.

Учет импортных поставок осуществляется в ценах сиф (CIF - Cost, Insurance, Fright), которые учитывают расходы покупателя на транспортировку до порта (до станции) назначения, на страхование товаров и услуг, связанных с их сохранностью и движением, а также фрахт, то есть аренду судов (вагонов).

Выделяют формы международной торговли:

I в зависимости от объекта:

§ Торговля готовой продукцией. Готовая продукция представляет собой следующие товары: машины, оборудование, аппараты, приборы, коммуникации, транспорт, вспомогательное оборудование. Экспортная ориентация готовых изделий показывает, что национальное производство основано на достижениях новых технологий, широком использовании современных патентов и лицензий, применении ресурсосберегающих и безотходных методов производства. Экспорт машин, оборудования и другой готовой продукции в странах с развитой экономикой достигает. У всего экспорта страны и свидетельствует о современном уровне производства.

§ Торговля изделиями в разобранном виде. Экспорт готовой продукции в виде узлов и деталей применяется в международной торговле для повышения ее конкурентоспособности и преодоления таможенных и административных барьеров, направленных на ограничение импорта готовой продукции. На импорт готовой продукции в виде узлов и деталей устанавливаются низкие таможенные пошлины, что, в свою очередь, способствует организации сборочных производств за рубежом. Экспортеру такая форма торговли выгодна, поскольку он не несет расходов по сборке продукции в своей стране.

§ Торговля комплектным оборудованием. Экспорт комплектного оборудования отражает потребности мирового рынка капитального строительства. Экспортер имеет возможность расширить свои экспортные возможности. Кроме оборудования, он продает и сопутствующие услуги. Импортер за короткий срок получает новое современное оборудование.

§ Строительство объектов «под ключ» – одна из наиболее сложных форм международной торговли, включает следующие подрядные работы:

- подготовку технико-экономического обоснования объекта;

- разработку проектного задания, технического и рабочего проектов;

- поставку строительных материалов;

- сооружение промышленных и административных зданий и объектов инфраструктуры;

- поставку производственного оборудования, инструмента и запчастей;

- монтаж, наладку и пуск оборудования;

- обучение персонала.

Заказчик требует от поставщика банковской гарантии должного исполнения контракта на весь гарантированный период на случай покрытия убытков или претензий по качеству.

§ Торговля сырьевыми товарами. Положение экспортеров сырья, с одной стороны, ухудшается в связи с появлением новых синтетических заменителей, внедрением материало– и ресурсосберегающих технологий, а с другой – улучшается по мере роста промышленного производства отдельных стран. К сырьевым товарам относятся:

- минеральное сырье, продукты его обработки и переработки;

- сельскохозяйственное сырье;

- продукты химической промышленности.

Спрос и предложение на минеральное и сельскохозяйственное сырье в большей степени зависят от климатических условий.

§ Биржевая торговля. Товарная биржа как форма международной торговли представляет собой постоянно действующий рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам, согласно установленным стандартам. Это массовые сырьевые и продовольственные товары: нефть и нефтепродукты, медь, олово, цинк, свинец, алюминий, пшеница, рожь, каучук, хлопок, шелк, сахар, какао. Важнейшие мировые биржи сосредоточены в Амстердаме, Антверпене, Виннипеге, Гамбурге, Иокогаме, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго.

§ Торговля продовольствием и товарами широкого потребления. Определяется большой неоднородностью качественных характеристик, сезонностью производства и потребления, ограниченностью сроков хранения. Торговля товарами широкого потребления имеет особенности, связанные с огромной номенклатурой производимых товаров и массовостью спроса, зависящего от запросов и вкусов, традиций, уровня занятости, платежеспособности населения.

§ Торговля результатами интеллектуальной собственности, к которым относятся:

- патенты и изобретения;

- промышленные образцы;

- товарные знаки;

- ноу-хау.

Права использования этих продуктов в производственных и коммерческих целях являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны – лицензиаром (продавец) и лицензиатом (покупатель).

§ Торговля инженерно-консультационными услугами.

Услуги оказывают очень сильное влияние на международную торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности и зачастую – необходимым условием продвижения товара на рынок.

II По критерию взаимодействия субъектов МТО:

· традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг);

· торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;

· встречная торговля (бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе).

III По критерию регулирования МТО:

· обычная МТ — осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;

· дискриминационная МТ — введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;

· преференциальная торговля — торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).

Международная торговая сделка является правовой формой, опосредующей международные торговые операции. Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товарных единиц и (или) оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями. В соответствии с Венской конвенцией ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (1980 г.) и Гаагской конвенцией о праве, применимом к договорам международной купли-продажи (1985 г.), договор также признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Признаком международной торговой сделки часто является также пересечение границы страны-продавца предметом сделки, если это материальный объект. В то же время указанный признак отсутствует при реэкспортной сделке, когда товар не завозится в страну реэкспорта. Кроме того, международные торговые сделки характеризует то, что ее выполнение сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной из сторон или по отношению к обеим сторонам. Но этот признак не является обязательным для всех сделок (например, платеж в валюте отсутствует при осуществлении товарообменных сделок).

В правовом смысле договор купли-продажи является обоюдным волеизъявлением. Как правило, международный договор купли-продажи заключается в письменной форме. Письменные договоры купли-продажи могут быть: в форме письма, телефакса или телекса; в форме контракта; в форме специальных международных типовых контрактов. Внешнеэкономический контракт заключается в письменном виде, при этом его форма определяется правовыми особенностями места его заключения. Контракт, заключенный за рубежом, не может быть признан недействительным в своей стране по мотивам несоблюдения формы сделки, если в нем нет противоречий национальному законодательству.


3 Международные соглашения и торговая политика.

По мере развития мировой торговли все более актуальным становился вопрос участия государства в этом процессе. На сегодня сформировались и реализуются две концепции государственного отношения к мировой торговле:

§ протекционизм;

§ фритредерство.

Идея протекционизма во внешней торговле сформулирована меркантилистами еще в XV-XVII вв. Суть ее в следующем: в интересах собственного национального производства государство активно регулирует внешнюю торговлю, всячески поощряя экспорт и ограничивая импорт.

В период промышленной революции широко распространилась концепция свободной торговли - фритредерство. Согласно ей государство проводит политику либерализации внешней торговли, открывая внутренний рынок для иностранных товаров, капитана и рабочей силы.

В реальной жизни государство в своей внешнеторговой политике вынуждено создать элементы и протекционизма, и фритредерства. Так или иначе, но сегодня государство должно не только провозглашать концепцию своей политики во внешней торговле, но и реально осуществлять меры по ее реализации, используя различные инструменты. Как правило, их делят на две группы.

Первая группа - таможенные пошлины (тарифы). Это традиционные и наиболее активно применяемые средства государственною регулирования внешней торговли: импортные (фискальные и протекционистские), экспортные и транзитные пошлины. Механизм их применения достаточно прост: единица измерения ввозимых товаров или единица декларируемой импортером стоимости товара облагается налогом в виде пошлины, что приводит к удорожанию ввозимых товаров на внутреннем рынке.

Вторая группа инструментов государственного регулирования - нетарифные ограничении (или так называемые нетарифные барьеры). К ним относят: административный запрет на импорт; количественные ограничения (так называемое квотирование); введение стандартов здравоохранения, безопасности, экологичности, установления уровня минимальной цены; введение правил по расфасовке и маркировке; и т. д.

Таким образом, государство, используя разнообразный инструментарий регулирования объема товарных потоков из страны и в страну, добивается определенных результатов в обшей экономической политике.

Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

§ ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)

§ ВТО (Всемирная торговая организация)

§ ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

§ ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

ГАТТ: В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.

ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.

Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.

ВТО: Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.

ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

ГАТС: Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

Как субъект внешнеэкономической деятельности, государство:

· разрабатывает и осуществляет внешнеэкономическую политику, в том числе валютно-кредитную, квотирование и лицензирование внешнеэкономических операций;

· устанавливает законодательные основы, хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;

· заключает и исполняет международные договоры в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

· устанавливает порядок создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;

· обеспечивает защиту экономических интересов как государства в целом, так и объектов внешнеэкономической деятельности, граждан за пределами государства;

· устанавливает налоги, сборы обязательные платежи в центральный и другие бюджеты от доходов участников внешнеэкономической деятельности;

· определяет зоны свободного предпринимательства;

· устанавливает правовую защиту иностранных инвесторов на суверенной территории;

· участвует в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комитетов по торгово-экономическому сотрудничеству и иных международных экономических органов.

Руководствуясь международными нормами и принципами государство укрепляет свой статус, формирует благоприятные условия для интеграции в мировую экономическую систему, защищает внутренний рынок и отечественных товаропроизводителей углубляет сотрудничество с международными экономическими финансовыми организациями.

При всей многовекторности внешней политики государство определяет свои территориально-страновые приоритеты, ибо сотрудничество со всеми странами должно строиться на взаимовыгодной основе. Технологическая и производственная кооперация, вступление в ассоциации свободной торговли, таможенные и экономические союзы, а также другие формы интеграции осуществляются лишь в том случае, если это не противоречит национальным интересам и безопасности государства.

В области международной торговли государство может выступать в качестве участника отношений по поводу государственных займов, гарантий по займам субъектов данного государства, инвестиционных договоров и договоров купли-продажи.

Принципы осуществления внешнеэкономической деятельности государства обусловливают:

· единство таможенной территории и внешнеэкономической политики, являющееся составной частью внешней политики государства;

· недискриминацию и взаимность иностранных государств при осуществлении внешнеэкономических связей;

· единство системы государственного регулирования и контроля за внешнеэкономической деятельностью;

· приоритет экономических мер государственного регулирования этой деятельности;

· исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность;

· единство валютного регулирования и валютного контроля; стимулирование и поддержку государством внешнеэкономической деятельность;

· защиту государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Государство (или группа государств) вступает в договорные отношения с другим государством. Когда они договариваются друг с другом или с группой других государств взять на себя определенные обязательства, то их сущность отражается в форме определенных документов (договоров). Почти до конца предшествующего тысячелетия все государства, базируясь на изложенных выше принципах, заключали договора и строили стратегию будущего развития в соответствии с собственными интересами.

Глобализация экономики внесла некоторые коррективы в формирование отношений между государствами и в построение Системы управления мирохозяйственными процессами. Подобные изменения стали определяться тремя ключевыми проблемами.

1. Расширение круга субъектов политического рынка влияющего на принятие решений правительств и международных организаций, способствовало ослаблению традиционных механизмов репрезентации и агрегирования экономических интересов государств.

2. Сложившиеся многочисленные региональные экономические группировки при общей ориентации на ценности открытой экономики стали представлять собой мощные инструмента защиты специфических интересов субъектов, оказывающих, решающее влияние на выработку экономической политики в данных группировках.

3. Диффузия автономии международных экономических организаций стала выражаться подменой координации экономической политики в международном масштабе, борьбой отдельных стран их группировок и собственно аппарата соответствующий организаций за влияние на принятие глобально значимых экономических решений. В новом взаимозависимом мире значение многосторонних договоров и механизмов объективно повышается, ибо это позволяет государству компенсировать сужение внешнеэкономических возможностей. По этой причине особое значение для государства имеет участие в ООН как глобальном объединении, а также в системе ее специализированных учреждений. ООН выступает катализатором международного содружества и объектом привлечения к нему доноров, а специализированные учреждения - нормотворческими механизмами регулирования многостороннего сотрудничества. В организациях ООН большое внимание уделяется созданию правового пространства, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.

Товарный обмен произведенной продукции осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. В настоящее время он происходит в основном по первому варианту, т.е. сторона, получающая продукцию из-за границы, возмещает ее собственнику все затраты. К безвозмездным видам внешнеэкономической деятельности относятся разного рода дарения, гуманитарная помощь, а также координация работ, обсуждение и принятие общих решений, обмен опытом, международная унификация стандартов, занятия, направленные на охрану окружающей среды, и т.п.

Обмен произведенной продукцией на международной арене происходит вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, т.е. посредством осуществления совокупных технических приемов или действий по подготовке, заключению и выполнению сделок. К подготовительным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с ценами, с другими условиями их поставки покупателю. Сделка - это решающая часть коммерческой операции. Международная торговая сделка считается правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под такой сделкой понимается договор купли продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями. Торговая сделка признается международной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государствах.

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 года и вступило в силу 1 января 1948 года.

ГАТТ положило начало либерализации торговли товарами путем снижения импортных таможенных пошлин. На протяжении 47 лет (до создания ВТО) основной юридический текст ГАТТ оставался в том виде, в каком он был принят в 1948 году. В дополнение к нему были приняты многосторонние соглашения с ограниченным кругом участников.

Сегодня правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ/ВТО используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран. Правила ВТО являются также ориентиром для разработки и практического применения национальных законодательных и нормативных актов в области внешней торговли.

Сама организация является форумом, на котором в процессе коллективных обсуждений и переговоров формируются правила международной торговли и рассматриваются вопросы сокращения барьеров на ее пути.

Официальной датой создания ВТО является 1 января 1995 года. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО, которое было подписано 15 апреля 1994 года, странами-учредителями организации стали все договаривающиеся стороны — участники ГАТТ (на тот момент — 125 государств).

На 1 января 2011 года полноправными участниками ВТО являлись 153 государства. Еще 31 государство имеет статус наблюдателя ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь, ведут переговоры о присоединении к данной организации.

Международная торговля, учитывая ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, подвергается значительному воздействию со стороны государства.

Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами.

Основными целями внешнеэкономической и внешнеторго­вой политики являются: обеспечение экономического роста; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение тру­да; сохранение политической и экономической независимости страны; сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.

Во внешнеторговой политике переплетаются интересы раз­личных субъектов международных отношений: государств, интеграционных объединений, монополий, финансовых, торго­вых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеторговая политика - это сложная система, формирующа­яся под влиянием национальных, экономических и политичес­ких факторов. Она подвергается воздействию процессов, про­исходящих во всей системе международных экономических от­ношений и, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Интернационализация экономики породила интег­рационные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В ре­зультате деятельности интеграционных группировок происхо­дит формирование единой для них системы регулирования вне­шнеэкономических связей, получившей название коллективно­го протекционизма. "Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли при одновре­менном проведении согласованной единой протекционистской политики. В формировании внешнеторговой политики актив­ное участие принимает государство, монополистические груп­пировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве стран существуют крупные объ­единения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимате­лей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеторговой политики страны.

Современная внешнеторговая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирую­щих и стимулирующих внешнеторговые связи.

Основными видами внешнеторговой политики являются: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля.

Меркантилизм - это политика, направленная на стимули­рование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он, как правило, приводит к сни­жению экономической активности, падению жизненных стан­дартов внутри страны, ограничению импорта. В современной внешнеторговой практике этот вид политики практически не используется.

Основными видами современной внешнеторговой политики являются протекционизм и свободная торговля.

Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конку­ренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная защита недавно созданных отраслей отечественной экономики; расширение внешнего рынка.

Барьеры, используемые государством для защиты националь­ной экономики, делят на экономические и неэкономические.

К экономическим барьерам относят: таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от инос­транной конкуренции; импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

К неэкономическим барьерам относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах; систему лицензирования, с помощью которой ограничивается импорт товаров; введение неоправданных стандартов качества продукции; субсидиро­вание таких видов деятельности, экономическая неэффектив­ность которых признана.

Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ог­раничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Юридические и физические лица свободны в принятии и реализации решений по ведению внешней торговли.

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) — соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества

Договор о ЗСТ СНГ вступит в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию.

Присоединились к ЗСТ: Армения, Белоруссия, Россия, Украина.

Подписали договор, но не ратифицировали: Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан.

Не подписали или продолжают переговоры: Азербайджан, Туркмения, Узбекистан.

Цели создания Зоны свободной торговли:

- Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.

- Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ.

- Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.

- Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.

- Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

Принцип наибольшего благоприятствования (ПНБ), в международном праве один из важнейших принципов регулирования экономических, в том числе торговых, отношений между различными государствами. Означает, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставлять другому в той или иной области их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы, столь же благоприятные, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Торговые договоры часто предусматривают распространение режима наибольшего благоприятствования на область запрещений и ограничений в торговле, подразумевая при этом, что ПНБ применяется в случаях предоставления каких-либо льгот или облегчений, устанавливаемых в рамках таких запрещений и ограничений для любого другого государства. Наиболее важной частной областью применения наибольшего благоприятствования является таможенный режим (пошлины, налоги и др. сборы, правила и формальности, применяемые при таможенной обработке товаров, и т.п.).

В торговых договорах часто предусматривается режим наибольшего благоприятствования в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортированных товаров; правила и формальности при транзите товаров; правовое положение физических и юридических лиц иностранного государства; условия мореплавания и др.

Существенным для функционирования режима наибольшего благоприятствования является вопрос об изъятиях из него, которые, так же как и сам режим, устанавливаются в договорном порядке. Наиболее типичное изъятие такого рода — особый порядок регулирования приграничной торговли (так называемая соседская оговорка). Женевская конференция ООН по торговле и развитию в 1964 решила рекомендовать развитым государствам предоставлять развивающимся странам односторонние уступки без распространения их на другие развитые государства, а также не распространять на развитые государства специальные льготы, предоставленные развивающимися государствами друг другу.

ПНБ получил широкое распространение в современных международных отношениях. В принятых в 1964 на Женевской конференции ООН по торговле и развитию "Общих принципах, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию" указывается, что международная торговля должна быть взаимовыгодной и вестись на основе режима наибольшего благоприятствования и в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам др. стран.

ПНБ положен в основу торговых договоров социалистических государств как между собой, так и с капиталистическими государствами. СССР на 1 января 1973 имел торговые договоры, предусматривающие взаимное предоставление наибольшего благоприятствования, более чем с 80 государствами. Капиталистические государства нередко нарушают Н. б. п., дискриминируют социалистические государства, отказывая им в предоставлении соответствующих преимуществ, привилегий и льгот.

4 Внешняя торговля Республики Беларусь

Особенности промышленного комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение и исторические связи определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки. Объем экспорта товаров составляет около 50% валового внутреннего продукта страны, импорта – около 60%.

В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота.

При этом негативные тенденции сокращения объемов внешней торговли всех стан мира в 2009 году, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, затронули и внешнюю торговлю Республики Беларусь.

Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице.

(млн. долларов США)

           
оборот 15 972,6 32 687,4 71 952,1 49 873,2 60 167,9
экспорт 7 326,4 15 979,3 32 570,8 21 304,2 25 283,5
импорт 8 646,2 16 708,1 39 381,3 28 569,0 34 884,4
сальдо -1 319,8 -728,8 -6 810,5 -7 2648 -9 600,9

Открытость экономики республики характеризуется числом торговых партнеров страны. Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира.

Российская Федерация является основным торговым партнером Республики Беларусь. На ее долю приходится треть экспорта республики и половина импорта.

Европейский союз занимает второе место среди торговых партнеров. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические связи, относятся Германия, Польша, Нидерланды, Латвия, Италия, Литва, Бельгия, Франция, Великобритания, Чехия, Швеция, Венгрия.

Динамично развиваются торговые отношения с Украиной. После Российской Федерации это второй ключевой партнер республики среди стран СНГ.

В рамках таможенного союза наблюдается существенный рост объемов взаимной торговли с Казахстаном. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером.

Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатском регионе – Китайской Народной Республикой, Вьетнамом, Ираном, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива.

В последние годы заметно возросли объемы торговли с ключевыми партнерами в Латинской Америке – Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной.

Основные показатели внешней торговли

(миллионов долларов США)

                         
Объем внешней торговли Республики Беларусь 10 367 15 972 15 737 17 113 21 504 30 265 32 687 42 085 52 968 71 952 49 873 60 168
экспорт товаров 4 803 7 326 7 451 8 021 9 946 13 774 15 979 19 734 24 275 32 571 21 304 25 284
импорт товаров 5 564 8 646 8 286 9 092 11 558 16 491 16 708 22 351 28 693 39 381 28 569 34 884
сальдо -761 -1 320 -835 -1 071 -1 612 -2 717 -729 -2 617 -4 418 -6 810 -7 265 -9 600
со странами СНГ 6 704 10 469 10 291 10 679 13 484 19 201 18 202 23 121 30 237 40 317 27 540 34 172
экспорт товаров 3 027 4 399 4 494 4 384 5 435 7 318 7 060 8 609 11 221 14 360 9 316 13 636
импорт товаров 3 677 6 070 5 797 6 295 8 049 11 883 11 142 14 512 19 016 25 957 18 224 20 536
сальдо -650 -1 671 -1 303 -1 911 -2 614 -4 565 -4 082 -5 903 -7 795 -11 597 -8 908 -6 900
из них с Россией 5 150 9 315 9 401 9 899 12 482 17 704 15 834 19 944 26 084 34 059 23 444 28 035
экспорт 2 185 3 710 3 963 3 977 4 880 6 485 5 716 6 845 8 879 10 552 6 718 9 954
импорт 2 965 5 605 5 438 5 922 7 602 11 219 10 118 13 099 17 205 23 507 16 726 18 081
сальдо -780 -1 895 -1 475 -1 945 -2 722 -4 734 -4 402 -6 254 -8 326 -12 955 -10 008 -8 127
со странами вне СНГ 3 663 5 503 5 446 6 434 8 020 11 064 14 485 18 964 22 731 31 635 22 333 25 996
экспорт товаров 1 776 2 927 2 957 3 637 4 511 6 456 8 919 11 125 13 054 18 211 11 988 11 648
импорт товаров 1 887 2 576 2 489 2 797 3 509 4 608 5 566 7 839 9 677 13 424 10 345 14 348
сальдо -111       1 002 1 848 3 353 3 286 3 377 4 787 1 643 -2 700

Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ

(миллионов долларов США)

                       
Всего 4 399,2 4 493,7 4 384,4 5 434,6 7 317,8 7 060,3 8 608,8 11 221,4 14 360,2 9 316,31) 13 635,81)
Азербайджан 6,8 5,0 4,5 8,7 14,9 28,0 34,5 86,4 105,4 120,3 140,2
Армения 0,7 1,2 2,9 7,3 8,8 12,9 19,5 20,3 23,6 23,2 42,1
Казахстан 19,6 28,5 39,1 68,1 121,3 183,5 259,4 361,4 365,2 313,4 464,8
Кыргызстан 4,0 7,1 2,7 4,8 4,1 8,8 20,0 23,1 37,9 65,7 85,5
Молдова 38,4 43,8 43,2 55,9 73,5 102,2 95,7 144,8 241,2 169,6 165,2
Россия 3 710,1 3 962,7 3 977,1 4 879,9 6 485,0 5 715,8 6 845,3 8 878,6 10 551,9 6 718,5 9 953,6
Таджикистан 2,4 2,6 3,0 4,1 11,8 8,6 13,6 27,7 37,4 34,6 42,1
Туркменистан 45,3 2,2 20,6 39,7 16,9 3,9 14,5 86,9 47,4 73,1 87,2
Узбекистан 10,7 16,6 19,0 21,7 39,1 42,1 54,2 93,1 138,1 106,5 95,1
Украина 559,7 421,8 271,6 343,5 539,8 907,8 1 234,0 1 469,8 2 777,9 1 691,5 2 560,1

______________________

1) Без учета Грузии.

Импорт товаров в Республику Беларусь по странам СНГ

(миллионов долларов США)

                       
Всего 6 070,4 5 796,8 6 295,3 8 048,8 11 882,8 11 142,5 14 511,7 19 015,7 25 957,2 18 224,51) 20 536,61)
Азербайджан 6,7 3,5 2,2 1,7 1,2 2,0 2,7 3,3 6,2 4,3 6,0
Армения 1,6 1,7 2,1 2,3 2,1 2,1 4,1 3,5 4,6 5,1 5,1
Казахстан 44,9 8,4 14,9 13,0 23,5 31,1 74,4 151,7 171,8 74,9 405,8
Кыргызстан 9,4 6,4 2,8 3,4 3,2 2,0 1,5 2,7 6,4 3,2 8,3
Молдова 33,6 38,6 43,4 48,1 68,5 72,3 81,1 81,9 92,6 84,6 83,9
Россия 5 604,7 5 437,9 5 922,3 7 601,9 11 219,2 10 118,2 13 099,1 17 204,9 23 507,4 16 726,3 18 080,6
Таджикистан 2,9 1,7 1,5 1,9 4,8 3,4 4,4 6,3 9,8 11,1 5,5
Туркменистан 0,7 1,4 0,4 0,04 0,4 1,1 1,1 0,9 2,0 1,8 3,6
Узбекистан 24,0 17,6 12,0 10,7 11,3 13,9 16,2 21,6 29,9 23,0 58,5
Украина 340,6 277,4 290,7 362,1 545,0 893,9 1 223,7 1 534,3 2 115,1 1 290,0 1 879,3

______________________

1) Без учета Грузии.

Номенклатура экспортной продукции характеризуется разнообразием и насчитывает свыше 1000 наименований. К числу важнейших экспортных товаров республики относятся калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, прокат стали, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, металлокорд, капролактам, мебель, холодильники и морозильники, древесина и изделия из нее, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.

Импорт представлен, в основном, энергоресурсами (нефть, нефтепродукты, природный и сжиженный газы, электроэнергия) и сырьем, материалами и комплектующими (металлы и изделия из них; сырье для химических производств; части машин, оборудования и транспортных средств).

Торговля энергетическими и сырьевыми товарами – основной источник формирования отрицательного сальдо страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: