Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей
в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

Беларусь уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.

Естественным приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.

Взаимные объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Принимая во внимание накопленный опыт двустороннего взаимодействия, его значительный потенциал, Республика Беларусь приглашает США к конструктивному взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного интереса.

В качестве перспективных направлений внешней политики Беларуси выступают азиатский и африканский векторы. В основе их потенциала – созвучность позиций сторон по актуальной международной тематике, реальные договоренности и, зачастую, открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты наряду с экономическим ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают предпосылки для наращивания торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

Особое место в системе белорусских внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнером Беларуси – Кубой.

В результате углубления отношений с Азией, Африкой и Латинской Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров Республика Беларусь вышла на качественно новый уровень работы со странами мирового Юга.

Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся его арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в деле борьбы с международным терроризмом.

Озвученные Главой белорусского государства А.Г.Лукашенко на специальном пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2005 г.) инициативы о необходимости активизировать деятельность мирового сообщества по борьбе с торговлей людьми, о признании многообразия путей прогрессивного развития государств нашли отражение в Итоговом документе юбилейного Саммита ООН, резолюциях Генассамблеи и получили широкую международную поддержку.

Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности — торговлей людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы ООН и находит свою практическую реализацию.

Республика Беларусь – лидер в таких вопросах, как борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

Существенная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства-участника.

Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свои подходы к НАТО, Беларусь исходит из общепризнанного права каждого государства на коллективную оборону и вступление в союзы на основе свободы выбора. Интересам Беларуси отвечает пошаговое углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств.

Беларусь – единственная из европейских стран – является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в качестве стабилизирующего центра силы, способного стать фундаментом многополярного мира. Членство в Движении создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по Движению Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую хозяйственную архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей политического, социально-экономического и культурного развития человечества.

Активно используя трибуны ООН, ОБСЕ, ДН для утверждения мирных и справедливых подходов к решению любых, даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж миролюбивого государства. Последовательная политика в сфере ядерного разоружения, участие в большинстве режимов нераспространения, наряду с мирными инициативами, обеспечивают Беларуси высокое международное признание.

Сохранение суверенного права на выбор собственного пути развития, на принятие самостоятельных решений является обязательным элементом демократического, справедливого мироустройства. Республика Беларусь решительно не приемлет вмешательства в свои внутренние дела, не позволяя себе при этом подобных шагов в отношениях с другими странами, и, соответственно, осуждает в международных отношениях практику применения односторонних принудительных мер для оказания давления на суверенные государства. Такая принципиальная позиция делает Беларусь уважаемым и привлекательным партнером для членов международного сообщества.

Как донор международной безопасности Беларусь играет существенную роль в формировании новой системы общеевропейской безопасности. Работа на этом направлении включает в себя, с одной стороны, создание целостной системы национальной обороны, с другой – последовательное расширение участия Беларуси в процессах укрепления международной и региональной безопасности и стабильности.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

2.Субъекты внеш­неэкономической деятельно­сти.

Субъекты ВЭД и их классификация:

Классификация участников ВЭД по профилю деятельности предполагает учет функционально-целевой направленности: пр-во экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке, чисто внешнеторговые операции, иные посреднические услуги, финансово-страховые или транспортные операции.

1) Производители-экспортеры без посредников. К ним относятся промышленные предприятия (объединения), производственные кооперативы, консорциумы и СП, обеспечивающие выпуск экспортной продукции и предоставление различного рода услуг.

Консорциум - форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности.

Транспортные компании. Активными участниками ВЭД в составе этой группы выступают российские транспортные компании, обеспечивающие экспорт услуг автотранспортных, железнодорожных, морских (речных) и авиаперевозок.

2) Организации-посредники. Не являются производителями и владельцами экспортной продукции, а лишь обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке от лица производителей.

Специализированные внешнеэкономические организации (ВО) Министерства торговли РФ (МТРФ). Эти ВО обслуживают ВЭС государственного уровня, обеспечивая коммерческие и иные операции на внешнем рынке на условиях межправительственных соглашений, в том числе экспорт через зарубежные фирмы по лицензиям МТ РФ, специальный (критический) импорт по отдельным решениям правительства.

Отраслевые внешнеэкономические объединения (ВЭО). ВЭО созданы в отраслевых промышленных министерствах. Их основными Целями являются содействие развитию ВЭД предприятий и объединений отрасли, изыскание новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на базе прямых связей, совместного предпринимательства и др.

Смешанные общества (СО). Такие общества создаются производителями экспортной продукции за границей с участием, как правило, средств крупных российских предприятий-экспортеров и их иностранных партнеров.

3) Содействующие организации. Профиль их деятельности — оказание различного рода услуг и консультационно-методической помощи в обеспечении выхода на внешний рынок, поиске иностранного партнера, организации выставок, ярмарок и рекламы, проведении экспертизы, оформлении финансово-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторг/ транспортных перевозок.

Классификация участников ВЭД по характеру внешнеторговых операций и организационно-правовые формы субъектов ВЭД:

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участников ВЭД можно разделить на экспортеров и импортеров, обеспечивающих многоканальные импортные поставки, и специализированных посредников.

В составе группы экспортеров выступают в основном производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке, отраслевые ВЭО, специализированные ВО МТ РФ из числа акционерных обществ внешнеэкономического профиля, уполномоченные по экспортным поставкам по межправительственным соглашениям и международным обязательствам, а также другие участники ВЭД, рассмотренные в составе первой и второй групп.

Группа импортеров включает:

· - государственные организации федерального уровня, обеспечивающие по решению правительства закупки критического импорта за счет государственных валютных средств и кредитов;

· - региональные органы самоуправления, имеющие возможность за счет местных валютных фондов обеспечивать импортные закупки потребительских товаров с целью пополнения внутреннего рынка и развития социальной сферы региона;

· - коммерческие структуры в числе нескольких сотен крупных торгово-посреднических фирм и торговых домов, занимающихся исключительно импортными закупками и вытесняющих полугосударственный дотационный импорт;

· - различные хозяйственные организации, расположенные в регионах приграничной и прибрежной торговли.

Специализированные посредники в сфере ВЭД часто выступают как комиссионеры, оформляя свои отношения с зарубежными партнерами, а также производителями экспортной продукции или заказчиками импортных товаров договорами комиссии или поручений.

Внешнеэкономический комплекс страны - это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, коопера­тивов, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей.

Критерии классификации участников ВЭД:

1)По месту в цепи международного обмена:

• производители – экспортеры, импортеры;

• организации-посредники;

• содействующие организации (в частности, Торгово –пром. палаты, Союзы предпринимателей и др.)

2) По характеру внешнеторговых операций:

• экспортеры, импортеры (государство, регион, хозяйствующие организации);

• специализированные посредники (комиссионеры,таможенные брокеры – декларанты);

• многопрофильные организации (торговые дома, холдинги)

3) По организационно-правовым формам (по принадлежности капитала, порядку распределения прибыли, целям):

• коммерческие;

• некоммерческие;

• ХТ, ОАО, ЗАО, ООО

4) По характеру и периодичности операций ВЭД:

• эпизодически экспортируют (свою и не свою продукцию) и импортируют продукцию;

• экспортируют материалы или полуфабрикаты по кооперации в составе конечной (не своей) продукции;

• постоянно экспортируют свою продукцию, участвуют в других формах МРТ

Объекты ВЭД:

1) товары

- (продовольственные товары и сырье для их производства

(мясо, рыба, морепродукты, молочная продукция, овощи, фрукты, хлебные злаки, жиры, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, табак);

- продукция топливно-энергетического комплекса (уголь, антрацит, кокс, нефть и продукты ее переработки, газ природный, электроэнергия);

-продукция нефтехимического комплекса (это в основном разнообразные кислоты, аммиак, сода каустическая, фосфаты, удобрения, красители, полимеры);

- древесина и изделия из нее (обработанные и необработанные лесоматериалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера, целлюлоза, древесина, бумага и картон);

- черные и цветные металлы (чугун, ферросплавы, сталь, прокат черных металлов, трубы, металлоконструкции, проволока, метизы, а также медь, алюминий, никель, свинец, цинк, магний, титан и другие цветные металлы);

-машиностроительная продукция (двигатели внутреннего сгорания, судовые двигатели, гидро- и другие турбины, насосы, компрессоры, холодильники, бульдозеры, погрузчики, станки, машины стиральные и швейные, машины вычислительные, автомобили, суда, приборы и много других наименований);

- прочие виды продукции – соль, сера, глины, цемент, руды и концентраты черных и цветных металлов, взрывчатые вещества, книги, газеты, ткани, одежда, обувь, часы, мебель, игрушки и др.).

2) услуги - насчитывают свыше 160 обобщенных видов услуг по классификации ВТО. Полезный эффект услуги экспортируется посредством передачи материального носителя

(документ, обзор, обученный специалист), непосредственно услуги (транспорт, связь и т.п.) или временным перемещением производителя или потребителя данной услуги.

Виды услуг: деловые, связи, строительные, дистрибьюторские, образовательные, связанные с защитой окружающей среды, финансовые, услуги в области здравоохранения и социального обеспечения, туристические, услуги по организации досуга, культурных и спортивныхмероприятий, транспортные и прочие услуги

3) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. (Патенты;• лицензии;• инжиниринг;• ноу-хау и др)

3. Управление внешнеэкономической деятельностью

Высшим уровнем управления внешнеэкономической дея­тельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.

Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию внешнеэкономической деятельности в рес­публике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.

На Министерство иностранных дел Республики Беларусь воз­ложены задачи разработки решений по вопросам государствен­ной внешней политики и обеспечению их реализации, совер­шенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координации деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иност­ранными партнерами, принятия мер по стимулированию разви­тия экспортно-импортных операций.

В систему МИД входят центральный аппарат МИД, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь (далее – загранучреждения Республики Беларусь), а также государственные организации, подчиненные МИД, согласно перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь выполняет следующие основные функции:

• разрабатывает проекты международных договоров республики, проводит работу по их заключению и исполнен:

• разрабатывает предложения по приведению законодательства республики в соответствие с международными обязательствами;

• осуществляет анализ отчетного торгового и платежного балансов и разрабатывает их прогнозные показатели;

• устанавливает связи и развивает сотрудничество с зарубежными и международными организациями;

• выдает иностранным организациям и фирмам разрешение на открытие в республике представительств;

принимает участие в работе по привлечению в экономик республики иностранных производственных и финансовых инвестиций и анализирует их эффективность;

• совместно с заинтересованными сторонами участвует антидемпинговых расследованиях в отношении товара (работ, услуг), производимых юридическими и физическими лицами Республики Беларусь;

• оказывает содействие в создании за рубежом торговых домов, консалтинговых фирм;

• обеспечивает соблюдение единого протокола республики!

Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономик Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Бе­ларусь и Министерство финансов Республики Беларусь.

Министерство экономики Республики Беларусь разрабаты­вает и проводит единую государственную социально-экономическую политику страны в целом и, в частности, в сфере международного сотрудничества, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерство управляет государственным имуществом и приватизацией, развитием предприниматель­ства, координирует проведение государственной инвестицион­ной политики, обеспечивает противодействие монополистичес­кой деятельности и конкуренции. Для этого в его структуре с правом юридического лица созданы департамент по предпри­нимательству, департамент по управлению государственным имуществом, департамент по санации и банкротству, фонд го­сударственного имущества. Выполняя функции координации инвестиционной политики, Министерство экономики Респуб­лики Беларусь разрабатывает меры по привлечению иност­ранных инвестиций, созданию и функционированию СЭЗ на территории республики, проводит экспертизу инвестиционных проектов, взаимодействует с международными финансовыми институтами.

Министерство торговли Республики Беларусь координирует внешнеторговую деятельность, обеспечивает единство развития внешней и внутренней торговли, регулирует отношения, связан­ные с защитой прав потребителей, контролирует осуществление рекламной деятельности, регистрирует внешнеторговые конт­ракты, выдает лицензии на экспорт и импорт товаров.

Министерство финансов Республики Беларусь регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проек­тов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки пла­тежного баланса.

Значительное место в системе регулирования внешней эко­номической деятельности принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Совместно с Министерством финансов Республики Беларусь Национальный банк Республики Бела­русь определяет условия и порядок финансирования внешне­экономической деятельности. Он регулирует валютные опера­ции и курс белорусского рубля по отношению к валютам дру­гих государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций, участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, филиалов и представительств.

Государственный таможенный комитет РБ (ГТК) выполняет следующие функции:

• принимает участие в разработке таможенного законодательства и реализации таможенной политики РБ;

• осуществляет контроль за пересечением государственной границы республики гражданами и грузами путем декларирования грузов и имущества;

• участвует в изменении ставок таможенных пошлин и pазмеров таможенных сборов;

• осуществляет взимание таможенных пошлин, сборов;

• осуществляет защиту интересов Беларуси от незаконного вывоза грузов, ценностей;

• проводит конфискацию грузов, имущества, незаконно ввозимых в республику;

• ведет таможенную статистику;

• принимает участие в валютном и экспортном контролере Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) яв­ляется негосударственной некоммерческой организацией, содей­ствующей развитию национальной экономики, промышленных,' научно-технических и торговых связей Республики Беларусь с другими странами. Она основана на членстве юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей республики. БелТПП выражает интересы белорусских производителей товаров, работ и услуг, независимо от формы собственности, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и за ее пределами.

БелТПП осуществляет свою деятельность в целях содей­ствия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упоря­дочению внешнеэкономических связей субъектов предприни­мательской деятельности с иностранными партнерами, а так­же решению торгово-экономических связей республики с другими странами.

БелТПП выполняет следующие функции:

• оказывает помощь белорусским субъектам хозяйствова­ния в развитии производства конкурентоспособной про­дукции, осуществлении их хозяйственной и внешнеэко­номической деятельности;

• содействует привлечению в национальную экономику ино­странных инвестиций;

• содействует развитию экспорта белорусских товаров, ра­бот и услуг, оказывает практическую помощь белорус­ским субъектам хозяйствования в проведении операций на внешнем рынке;

• организует обучение специалистов>современным мето­дам ведения предпринимательской и внешнеэкономичес­кой деятельности, в том числе в других странах;

• представляет и защищает интересы членов БелТПП при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в республике, так и в иностранных государствах;

• осуществляет консультационно-информационную дея­тельность по вопросам исследования и освоения зару­бежных рынков, поиска иностранных партнеров по тор­гово-экономическому сотрудничеству;

• распространяет информацию об экспортном, промышлен­ном и научно-техническом потенциале республики, обы­чаях и правилах международной торговли.

Свои функции БелТПП выполняет следующими методами:

- в подготовке проектов законов и других нор­мативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в республике;

- организует международные, национальные выставки
ярмарки, деловые встречи, конференции, семинары в РБ и других странах;

- подтверждает подлинность документов, используемых
международном экономическом обороте, свидетельствует
форс-мажорные обстоятельства;

- удостоверяет сертификаты происхождения; проводит все виды экспертиз товаров, сырья, оборудования и собственности; определяет принадлежность к собственному производству продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования; осуществляет сертификацию соответствия продукции; определяет код товара в соответствии и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности,

- выполняет заявки белорусских и иностранных юриди­ческих и физических лиц по патентованию изобрете­ний, промышленных образцов, разработке и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, фирменных наименований, а также выполняет функции, связанные: с охраной промышленной и интеллектуальной собственности;

- осуществляет перевод документации, справочных и ин­формационных материалов;

- оказывает содействие белорусским и иностранным пред­принимателям в поиске партнеров для сотрудничества;

- развивает сотрудничество с торгово-промышленными па­латами, союзами предпринимателей и другими неправи­тельственными организациями иностранных государств, содействующими развитию внешнеэкономической дея­тельности;

- оказывает юридические услуги, в том числе в области внешнеэкономической деятельности.

4. Предприятие как субъект внешнеэкономической дея­тельности.

Предприятие может управлять своей внешнеэкономической деятельностью, используя шесть основных функций управления:

1. Планирование – составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов

2. Организация – создание (формирование) организационных подразделений фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью, определение форм и методов подготовки и реализации внешнеэкономической связей

3. Координация и согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допускать противоречий в решениях и обеспечивать слаженность и оптимизацию всей работы

4. Учет результатов и оценка эффективности внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров по всей номенклатуре выпускаемой продукции, по регионам, по видам операций (экспорт/импорт) и т.д.

5. Контроль внешнеэкономических операций (как в оперативном, так и в стратегическом режиме – текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и организация проведения соответствующих ревизий по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь

6. Обеспечение информационной системы обслуживания внешнеэкономической деятельности фирмы за счет внедрения информационных систем управления, использование сети Интернет и др. для создания банка данных внешнеэкономической информации. В настоящее время в этих целях успешно используется целый ряд информационных систем управления, таких как MIS – Management Information System, DSS – Decision Support System, MDSS – Marketing Decision Support System, MSM – Market Selection Model и др.

Наряду с основными функциями управления, можно выделить специфические функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия:

1. Аналитическая, которая предполагает изучение международной рыночной среды, конъюнктуры отдельных зарубежных рынков, предложений/запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов.

2. Товарно-производственная – совершенствование и адаптация товара к условиям местных рынков.

3. Сбытовая, предполагающая организацию сбытовой сети за рубежом для продвижения товаров на экспорт.

4. Осуществление определенной ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы — несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

- планово-экономический отдел — планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

- валютно-финансовый отдел — валютное планирование и контроль за банковскими, валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

- транспортный отдел — планирование и обеспечение перевозок экспортных и импортных грузов;

- бухгалтерия ВТО — учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы, анализ (совместно с плановым отделом) результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по ее улучшению.

2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

- отдел конъюнктуры и цен — исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работы фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;

- отдел рекламы и выставок — обеспечение рекламной деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;

- инженерно-технический отдел — изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

- отдел технического обслуживания и запчастей — организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах, обеспечение технических центров и зарубежных агентов объединения необходимыми запасными частями, ремонтным оборудованием и транспортом.

3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

- отдел развития — совершенствование организационной структуры объединения;

- отдел АСУ (ВЦ) — автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их;

- отдел кадров — вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников;

- отдел загранкомандировок — оформление командировок за границу;

- канцелярия — регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

- административно-хозяйственный отдел — снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

- юридический отдел — помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и арбитражах, правовое обеспечение;

- протокольный отдел — выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела (отдела внешнеэкономических связей) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

В состав ОВЭС входят следующие специалисты:

- начальник отдела;

- заместитель начальника отдела;

- ведущий экономист по внешнеэкономическим связям;

- переводчики (2 чел.);

- экономисты по внешнеэкономическим связям (2 чел.);

- экономисты по сбыту (4 чел.);

- специалисты по таможенному оформлению (3 чел. по экспорту и 1 чел. по импорту).

Отдел по ВЭС является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется помощнику генерального директора по внешним экономическим связям,

В соответствии с возложенными на него задачами отдел выполняет следующие функции:

1. Проведение маркетинговых исследований рынков сбыта продукции ОАО.

2. Организация договорных отношений с экспортирующими организациями.

3. Работа с организациями-посредниками.

4. Участие в переговорах, разработка и оформление контрактов на поставку продукции за валюту в дальнее зарубежье.

5. Организация обеспечения производства экспортными заказами совместно с другими службами ОАО.

6. Осуществление лицензирования и декларирования грузов.

7. Совместно со службами ОАО осуществление контроля за ходом выполнения экспортных заказов, соблюдением сроков отгрузки согласно заключенным контрактам.

8. Контроль за своевременной оплатой счетов в СКБ и поступлением валюты на счета ОАО и посредников.

9. Контроль обеспечения расчетов с другими организациями за проведение операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

10. Участие в планировании ВЭД.

11. Организация и обеспечение своевременного составления отчетной документации по внешнеэкономическим связям.

12. Организация работы с представителями фирм, иностранными специалистами, прибывающими в ОАО.

13. Организация рекламы продукции.

14. Организация повышения квалификации работников отдела.

Предприятие — основное звено внешнеэкономического ком­плекса странны. Развитие внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия означает дополнительные возможности использования преимуществ международной производственной кооперации и увеличение степени свободы в выборе наиболее эффективных путей решения производственных задач.

Предприятия, имеющие выход на внешний рынок, могут об­разовывать в своем составе внешнеторговые фирмы, управле­ния внешнеэкономической деятельности или отделы внешних экономических связей. Их организационная структура зависит, прежде всего, от размера предприятия, объема и номенклатуры экспортируемой и импортируемой продукции, а так же от степе­ни сложности продаваемой продукции, опыта внешнеэкономи­ческой деятельности, организационных форм сбыта продукции.

Внешнеторговая фирма, управление внешнеэкономической деятельностью или отдел внешнеэкономических связей не яв­ляются юридическим лицом, а функционируют как часть пред­приятия, в составе которого они созданы.

Внешнеторговая фирма имеет свое название, в котором дол­жно быть указано и наименование предприятия.

Основными задачами внешнеторговой фирмы являются:

• осуществление совместно с другими производственными подразделениями предприятия внешнеторговых сделок по закрепленной номенклатуре;

• развитие экспорта товаров и услуг и улучшение его то­варной и региональной структуры, расширение номенк­латуры;

• повышение качества и конкурентоспособности экспорти­руемых товаров;

• повышение эффективности импортных закупок в соот­ветствии со стратегией развития предприятия и обеспе­чение рационального расходования средств в иностранной валюте;

• изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка по закрепленной за предприятием товарной номенклатуре, систематическое изучение деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов и разработка предложений по повышению эффективности экспорта и импорта;

• установление научно-технического и производственно сотрудничества с зарубежными странами;

• организация послепродажного сервиса за рубежом.

Для решения поставленных задач внешнеторговая фирм выполняет следующие функции:

• разработка оперативных, годовых и долгосрочных пла­нов внешнеэкономической деятельности предприятия, создание условий для их выполнения;

• осуществление конкретных внешнеторговых операций по закрепленной номенклатуре, анализ их эффективности;

• изучение рынков сбыта — проведение анализа емкости, динамики, структуры, конкурентов, оценка положения предприятия на рынках и т.д.;

• прогнозирование рынков сбыта — определение кратко-и долгосрочных тенденций развития спроса и предложе­ния, требований к продукции;

• оценка собственных сбытовых возможностей; формиро­вание целей и задач сбыта на близкую и далекую перс­пективу; разработка стратегии сбыта (ценовой, реклам­ной, научно-технической); определение методов достиже­ния поставленных целей и тактики сбыта;

• формирование спроса и стимулирование сбыта — разра­ботка и проведение рекламных мероприятий, участие специалистов предприятий в выставках, ярмарках, аук­ционах, торгах, организуемых как внутри страны, так и за рубежом;

• осуществление импорта материалов, комплектующих обо­рудования;

• разработка оперативных и перспективных планов отгруз­ки и перевозок экспортной и импортной продукции;

• тесное взаимодействие с другими структурными подраз­делениями предприятия в интересах реализации единой экспортно-импортной стратегии;

• осуществление постоянных связей с торговыми партне­рами;

• поиск и проверка надежности зарубежных партнеров;

• обеспечение приема иностранных специалистов и деле­гаций, подготовка и проведение деловых переговоров, уча­стие в заключении внешнеторговых контрактов;

• подготовка и организация командировок специалистов предприятия за рубеж;

• отбор, расстановка, обучение и повышение квалификации внешнеторговых работников предприятия;

• анализ претензий по качеству реализуемой продукции и разработка рекомендаций по мероприятиям, направлен­ных на их устранение;

• создание и анализ товаропроводящей сети, в том числе совместных предприятий, анализ и контроль ее деятель­ности;

• организация сервисного обслуживания в гарантийный и послегарантийный период;

• выполнение функций, связанных с сертификацией про­исхождения и качества товаров;

• обеспечение правовой защиты внешнеэкономических ин­тересов предприятий.


Тема 5. Торгово-посреднические операции во внешнеторго­вой деятельности

1.Посреднические операции в международной торговле.

2.Международная встречная торговля.

3.Коммерческие опе­рации во внешней торговле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: