Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики

Единичное, особенное, общее. Категории единичного, особенного и общего являются ключевыми для понимания диалектики других кате­горий. В ходе взаимодействия с реальностью субъект сталкивается с отдельными вещами и процессами. Отдельное - это относительно обособленный предмет, процесс в совокупности его признаков. Каж­дое отдельное обладает некоторыми единичными специфическими признаками, которые позволяют оценивать вещи, процессы как един­ственные в своем роде. Единичное — это то, что делает данную отдель­ную вещь отличной от других вещей и процессов. Однако при сравне­нии в вещах обнаруживаются черты сходства и тождества, на основе которых абстрагируется категория общего. Общее - это те черты, свой­ства, признаки, связи и отношения, которые объективно присущи це­лому ряду явлений, их группам, видам, классам.

Таким образом, каждая вещь всегда выступает как отдельное, име­ющее много общего с другими, и эта же вещь выступает как единич­ное, то есть имеет стороны и признаки, отсутствующие в других явле­ниях. Общее и единичное не имеют самостоятельного существования и существуют лишь в отдельном в виде его сторон и черт.

Общие и единичные признаки формируются в процессе развития отдельного. Например, исследования академика К.М. Бэра (1792-1867) доказали, что при зарождении отдельных классов организмы в пределах их типа обладают большим сходством. Наибольшее их сход­ство обнаруживается в самых ранних стадиях развития: прежде всего появляются признаки типа, затем признаки класса, рода, а затем специфические признаки данного вида животных. Диалектика единич­ного и общего реализуется также в единстве процессов наследственности и изменчивости, которые обеспечивают сходство и несходство потомства и родителей.

Отдельные предметы единичны, но единичное не исчерпывает все содержания отдельного, последнее включает в себя и общее. Общее, в свою очередь, также является стороной, моментом отдельного и существует лишь в отдельном и посредством отдельного. Таким образом всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, оно в одно и то же время и единичное, и общее, которые не просто сосуществуют в отдельном, но и переходят друг в друга. В процессе раз­вития единичное становится общим, а общее - единичным. При опре­делении единичного и общего в сравнении материальных образований выявляется новый аспект — особенное. Категория особенного возника­ет при сравнении группы «сторон» свойств процессов и явлений, объе­диненных в категорию общего, соотносящихся между собой как вид, род.

Особенное определяют как категорию диалектики, которая отра­жает общность свойств, сторон, признаков, явлений данного рода, вида, отличающих их от общности свойств, сторон, признаков друго­го вида. Особенное — это единство единичного и общего.

Представляет собой интерес соотношение особенного, единично­го и общего.

Поскольку единичное указывает на отличие одних образований от других, оно всегда выступает как особенное. Однако это не говорит о тождественности содержания этих категорий, ибо, если единичное — это особенное, то особенное — не всегда единичное, особенным мо­жет быть и общее. Особенное - это единичное в общем.

Таким образом, единичное, будучи свойственным только данному материальному образованию, всегда выступает в роли особенного. Общее же ведет себя не всегда одинаково - оно может быть и общим, и особенным. Если общее не обладает способностью отличить один вид, род предметов от другого, это общее не будет являться особен­ным. Этот вид общего называется всеобщим. Всеобщее — это предель­но широкое общее.

Таким образом, диалектика единичного и общего такова, что вся­кое единичное и общее существуют в отдельном и через отдельное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем разви­тии взаимопереходят друг в друга, обнаруживая в этом переходе изме­нение качества и диалектическое отрицание.

Категории «единичное» и «общее» связаны с такими категориями, как случайное и необходимое, количество и качество, сущность и яв­ление, содержание и форма.

Единичные свойства предметов весьма динамичны, они не вытекают из природы вещей и обусловлены случайностью, поэтому единичное случайно. Общее связано с необходимостью и закономерностью. следовательно, взаимосвязь единичного и общего может рассматриваться как взаимосвязь случайного и необходимого. Случайные отклонения, индивидуализирующие общие стороны явлений имеют определенные границы в рамках меры. Отношения же количества внутри меры единичны. Общее как закон составляет сущность явления, а проявление сущности посредством единичных отклонений представляет собой явление. Качество и количество в вещи составляют содержание ее, содержание же всегда имеет форму. Таковы некоторые отношения единичного и общего с другими категориями диалектики.

Сущность и явление. Категории сущности и явления принадлежат к числу важнейших категорий диалектики и теории познания. Существует определенная сложность и неоднозначность в трактовке категории «сущность». Следует исходить из того факта, что сущность любой чувственно воспринимаемой реальности, отдельно взятого предмета, про­цесса в совокупности его свойств воспроизводится в сознании не в виде эмпирических понятий, но в виде идеальных образов, абстракций, отражающих совокупность необходимого в вещи, законов развития и функционирования в их органической взаимосвязи.

Сущность, таким образом, - это внутренние, устойчивые связи оп­ределенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона пред­метов и явлений действительности. В имеющейся философской лите­ратуре возможна встреча и с другими определениями сущности. Понятие сущности носит емкий, собирательный характер, в ней зак­лючено интегральное противоречивое единство всех закономерно свя­занных элементов в их причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии, в тенденциях к будущему.

Явление — это внешняя подвижная сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление от­ражает один из аспектов сущности, ее часть, грань. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне. Поскольку сущность выража­ет внутренние, устойчивые, необходимые связи, возникает проблема соотношения категорий закона и сущности. Закон, как известно, пред­ставляет собой повторяющееся в явлении отношение сущности или между сущностями, поэтому закон и сущность — понятия однопорядковые, одностепенные. Действительно, рассматривая сущность яв­лений, мы приходим к пониманию законов его развития. Вместе с тем, сущность представляет собой совокупность законов, определя­ющих развитие данного круга явлений. Следовательно, сущность, в отличие от закона, проявляется не в одном законе, но в их группе, системе.

Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В природе не бывает ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. Сущность всегда проявляется в явлениях, а всякое явление имеет свою сущность. Сущность является, а явление существенно.

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а внешними обстоятельствами, системой взаимодействий, в которых существует процесс или вещь. Поэтому явление содержательнее сущности, ибо оно определяется не только внутренними, но и внешними связями. Сущность глубже явления, но явление богаче сущности.

К этому следует добавить, что явления отражают сущность не всегда адекватно, иногда явление может искажать сущность, это есть видимость. Кажимость, видимость — это явление, наиболее удаленное от сущности, удаленное настолько, что искажает ее. Сущность кажется чем- то, мысль, пытающаяся постичь сущность, сначала наталкивается на видимость, кажимость. Бытие предстает как иллюзия. Карандаш, опущенный в воду, кажется надломанным. На самом деле это не так. Наши

впечатления просто ошибочны. Отсюда в философии и появляются учения агностицизма, скептицизма, согласно которым вещи и их сущности познанию недоступны. На самом же деле видимость нас обманывает, но обман в процессе познания раскрывается. Несмотря на то, что природа любит скрываться, нет никаких неодолимых преград для ее познания. Дерзновенное познание, считал Г. Гегель, открывает глубины и богатства природы. Наука существует там, где есть проникновение в глубины природных и общественных явлений, в их сущность. Единство сущности и явления носит противоречивый характер. Эти противоречия проявляются как противоречие между общим и единичным. Сущность есть нечто общее, явление единично. Сущность есть выражение внутренних, скрытых процессов мира, явление — внешнее выражение сущности. Сущность представляет собой устойчивое, спокойное, необходимое, явление же неустойчиво, беспокойно, случайно. Сущность играет ведущую роль по отношению к явлению, определяет его характер. Явление же носит подчиненный характер, зависит от сущности, определяется ею.

Познание всегда начинается с ощущений, с чувственной ступени. Здесь мы имеем дело лишь с образами и явлениями мира. Но проникновение в сущность предмета совершается только второй ступенью познания - мышлением. Задача науки в том и состоит, чтобы от чувственных образов перейти к рациональному познанию. Процесс познания сущности есть процесс абстрагирования, отвлечения от второстепенного, несущественного. Как считал Гегель, на уровне теоретического познания предметы природы получают для нас определения всеобщности. Чем больше возрастает доля мышления в представлении, тем более исчезает природность, единичность и непосредственность вещей, скудеет богатство многообразной природы, ее полнота превращается в сухие формы всеобщности (закона). Проникновение в сущность — процесс бесконечный. От сущности первого порядка мы идем к сущностям более высоких порядков. Таким образом, сущность является, явление существенно, а познание движется от явления к сущности.

Диалектика сущности и явления должна учитываться в любой сфере деятельности, ибо всегда необходимо за массой фактов и процессов видеть их сущность.

Причина и следствие. Существуют различные группы связей, среди них имеются связи существования, функционирования, пространственные, временные и причинно-следственные, представляющие собой часть, момент связей всемирных. Философы во все времена при­знавали важность нахождения причинных связей. Демокрит, например, утверждал, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, нежели получить персидский престол.

В философской литературе под причиной понимается взаимодей­ствие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодей­ствующих сторонах. Таким образом, родовым понятием для категории причины является категория взаимодействия. Категория «взаимодей­ствие» является одной из центральных в диалектике, ибо последняя исследует связи, лежащие в основе процессов изменения и развития.

Взаимодействие - это философская категория, отражающая атрибу­тивное свойство материи, представляющее собой такую взаимообу­словленную связь материальных и духовных образований, сущностью которой является противоречивый обменный процесс, сопровождаю­щийся изменением и развитием сторон. Объективным содержанием взаимодействия является взаимное действие друг на друга некоторых объектов, их обоюдная активность, наличие канала взаимосвязи.

Следствие - это то, что возникает, порождается под воздействием причины; это результат изменения, появляющийся во взаимодейству­ющих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия выражается в синтетической категории «причинность».

Причинность - это философская категория, которая выражает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материального мира в процессах его изменения и развития.

От причины следует отличать условия и повод. Под условиями следует понимать такой комплекс явлений, который, хотя и не порождает определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой его становления и развития. Это совокупность обстоятельств, в которых осуществляется конкретная причинная связь.

Повод - это событие, выступающее побудительным толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер.

Существующее многообразие причинных связей классифицируется по нескольким основаниям. В соответствии с таковыми причинные связи могут быть внутренними и внешними, главными и неглав­ными, необходимыми и случайными.

При рассмотрении категории причины и следствия возникает про­блема сущности детерминизма, а также соотношения детерминизма и причинности.

Детерминизм — это философское учение о всеобщей универсаль­ной взаимосвязи предметов и явлений объективного мира и их при­чинной обусловленности. Диалектический детерминизм рассматривает причину как взаимодействие, включает в себя проблему не только не­обходимого, но и случайного в причинении.

Что касается соотношения детерминизма и причинности, то общепризнано, что всеобщность причинной обусловленности явлений ле­жит в основе детерминизма. Но, согласно имеющимся исследовани­ям, сам детерминизм выступает в виде негенетической детерминации (это отношения типа сущности и явления, части и целого, формы и содержания и т.п.), а также в виде генетической детерминации — это обусловленность вещи предыдущими состояниями. Генетическая де­терминация проявляется в виде самодетерминации и причинности. Таким образом, учение о детерминизме как всеобщей закономерной обусловленности явлений не исчерпывается причинностью и даже ге­нетической детерминацией. Детерминизм включает в себя причин­ность, но не сводится к ней. Причинность — это одна из форм прояв­ления детерминизма.

Связь между причиной и следствием носит закономерный, необ­ходимый характер. Причиной и следствием являются не просто мате­риальные объекты, но их изменения. В качестве причины выступает некоторое изменение одного объекта, следствием является некоторое изменение другого. Поскольку взаимодействие, лежащее в основе при­чинения, всегда ведет к развитию, то переход от причины к следствию представляет собой скачок от старого к новому путем борьбы проти­воположностей и диалектического отрицания.

Причина предшествует следствию во времени, временной интер­вал между ними может быть очень малым, но он всегда имеется, ибо нужно время для переноса субстрата в процессе причинения, а в мире нет абсолютно жестких систем, которые бы отдавали и принимали суб­страт, а также изменялись бы мгновенно. Когда речь идет об одновре­менности существования причины и следствия, то имеется в виду определенный отрезок времени их сосуществования, но никак не одномоментность их взаимоналичия. Из того, что причина предшеству­ет по времени следствию, не следует, что всякая последовательность явлений по времени означает наличие их причинных отношений.

Важнейшим моментом причинности является то, что она производит действие. При этом одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает строго определенное следствие. Одно следствие может быть результатом комплекса причин, одна причина может вызвать не­сколько следствий.

Причина не только порождает следствие, но и следствие воздейству­ет на причину. Г. Гегель считал, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Причина, будучи активной субстан­цией, воздействует на пассивную и вызывает в ней изменения — след­ствия, но следствие оказывает противодействие и из пассивной суб­станции превращается в активную. Следствие не может быть причиной своей же причины. Обратное влияние следствия на породившую его причину означает факт затухания причины в своем следствии, факт затухания действия и прекращения причинной связи. Причина угаса­ет в действии и тем самым угасает и действие, цикл развития завер­шен. Но если речь идет о том, что полученное данное следствие выступает причиной изменений, то это уже новая причинная цепь.

Причинности имманентно присущ момент необходимости и слу­чайности. Случайность в причине обусловлена изменяющимися ус­ловиями, состоянием, характером изменений взаимодействующих элементов, а также существованием и возможным пересечением мно­жества причинно-следственных цепей. Таким образом, все имеет свою причину, каждая причина выступает как следствие других причин, и каждое следствие есть причина других следствий.

Содержание и форма. Любой объект действительности представля­ет собой единство содержания и формы. В мире нет вещей, лишенных содержания, так же как и нет вещей, лишенных формы.

Содержание - это внутренняя сторона предметов, представляющая собой всю совокупность элементов, процессов, тенденций, образую­щих основу их существования и развития.

Форма — это совокупность необходимых, устойчивых связей, со­ставляющих структуру объекта, способ его существования. Форма представляет собой единство внутреннего и внешнего. Как способ свя­зи элементов данного содержания, форма есть нечто внутреннее. Как способ связи данного содержания с содержанием других предметов форма выступает как нечто внешнее, внешняя форма. Так, внутрен­ней формой литературного произведения является его сюжет, компо­зиция, способ связи его художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Г. Гегель отмечал, что «Илиаду» делает «Илиадой» та поэтическая форма, в которой выражено содержание.

Форма и содержание существуют в рамках их неразрывного един­ства и взаимоперехода. Форма и содержание взаимопроникают друг в друга. Форма, будучи определенной системой связей, немыслима без элементов, между которыми эта связь устанавливается. Содержание обусловливает форму, но и само не существует без формы. Определен­ное содержание обличается в определенную форму.

Форма и содержание - это противоположности, находящиеся в единстве и борьбе. Развитие противоречия формы и содержания проходит следующие этапы: возникновение и нарастание противоречий между новым содержанием и старой формой; сбрасывание старой и возникновение новой формы, соответствующей новому содержанию; совершенствование содержания под воздействием новой формы.

Противоречие формы и содержания развивается по мере накопле­ния изменений в содержании материального образования. Несоответ­ствие между формой и содержанием проходит этапы от тождества к различию, а затем и противоположности. Углубление, развитие про­тиворечия сопровождается тем, что форма, которая способствовала развитию содержания, начинает препятствовать развитию вещи. Од­нако содержание продолжает изменяться. Усиление борьбы содержа­ния и формы приводит к ломке существующей системы связей (фор­мы) и образуется новая форма, соответствующая новому содержанию и дающая простор для развития последнего. Процесс ломки старой формы и образования новой представляет собой скачок, переход вещи в новое качество.

В результате борьбы противоположностей изменяется весь предмет, однако, во взаимодействии противоположностей ведущую роль игра­ет содержание. Содержание более подвижно, текуче, оно предопреде­ляет тенденции развития явлений. Форма более статична, она отстает от содержания, однако, оказывает обратное влияние на содержание. Примером диалектики формы и содержания является соотношение ге­нотипа и фенотипа в эволюции организмов. Источником эволюции является борьба противоположностей содержания и формы. Фенотип (форма) не пассивен, но активно влияет на генотип (содержание). От­ношения между генотипом и фенотипом выступают в качестве суще­ственного противоречия развития живого.

В развитии общества диалектика формы и содержания реализуется во взаимосвязи производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения являются формой по отношению к производительным силам общества. В развитии той или иной общественно-экономической формации производительные силы бурно развиваются, уходят вперед в своем развитии, а производственные отношения (формы собственности) отстают, тормозят развитие производительных сил. Конфликт разрешается изменением формы произведенных отношений. Во всех сферах объективного мира действует общая закономерность: по мере развития любого процесса или предмета сначала изменяется содержание, а затем и форма (по мере развития своего содержания) вступает в противоречие со старой формой, в результате чего происходит ее замена. В результате такой замены новое содержание получает возможность для развития.

Таким образом, всякая форма содержательна, всякое содержание имеет форму. Содержание определяет форму, а форма активно влияет на содержание.

Поскольку всякий предмет обладает содержанием, а содержание выступает в виде системы взаимосвязанных частей и элементов, то наряду с категориями формы и содержания следует рассмотреть свя­занные с ними такие категории как часть, целое, структура, элемент система, функция.

Целое и часть. Каждое материальное образование представляет со­бой нечто целое, состоящее из определенных частей. Какую бы сколь угодно малую частицу материи мы ни взяли бы, она всегда представ­ляет собой нечто целое и, вместе с тем, часть иного целого. Таким образом, каждое материальное образование в одно и то же время выс­тупает и как нечто разделенное на части, и как единое целое.

Целое — это предмет (процесс, явление), включающий в себя в ка­честве составных частей иные предметы (процессы, явления) и обла­дающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам состав­ляющих его частей.

Часть - это предмет (процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его со­держания. По характеру связи частей между собой различные систе­мы делятся на разные типы целостности. Суммативное, механическое целое — это такое целое, которое представляет собой механическую сумму частей. В этом виде целостности его составные части обладают одинаковыми свойствами независимо от того, входят ли они в состав целого или нет. Части такого целого могут входить и выходить из него, практически не меняя своих свойств.

Организованное целое — это такое целое, все части которого нахо­дятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Свой­ства целого в этом случае не представляют собой сумму свойств его частей: это такая система, в которой проявляются новые качества, не свойственные образующим его частям. При этом свойства целого из­меняются в зависимости от изменения его составных частей. В свою очередь, свойства частей меняются в зависимости от того, входят ли они или не входят в состав данного целого.

Более высоким типом целостности является органическое целое. Часть такого целого не только приобретает ряд новых существенных свойств, но и вообще не может существовать вне данного целого. Таким образом, в соотношении части и целого можно отметить следующую закономерность: чем глубже и сложнее связь между частями, тем выше роль целого по отношению к своим частям, тем меньше относительная самостоятельность частей и целого.

Качество целого отличается от суммы качеств составляющих его частей за счет структуры. Части целого взаимодействуют друг с другом только определенными сторонами, и качество целого зависит от способа взаимосвязи частей.

Всякое целое подвижно, изменчиво, в своем развитии оно проходит этапы становления и совершенствования. Целое возникает сперва как единство минимума частей, а затем оно может порождать новые части.

На базе одного целого может порождаться новое целое, но новое целое порождается на основе старого не в готовом виде, а в виде компо­нентов, которые представляют собой вторичные продукты старого це­лого и первичные по отношению к новому целому. Таким образом, целое порождает части, а части приобретают характер новой целостности.

Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является це­лое. Части подчиняются целому, развиваются в его рамках. Часть должна сообразовываться с целым. Подчиняясь целому, его части об­ладают относительной самостоятельностью, относительной степенью свободы. Ведь каждая часть выполняет свои функции, обладает свои­ми особенностями, характеристиками, свойствами, одни из частей более подвижны, другие менее.

Таким образом, категории части и целого выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное и единое целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей, но не сводится к ним.

Структура и элемент. Всякое материальное образование состоит из устойчивых, относительно неделимых компонентов, состоящих в закономерной связи между собой и выполняющих определенные фун­кции. Это элементы.

Категория «элемент» соотносится с категорией «структура».

Структура - это сеть связей, устойчивая система связей, тот спо­соб связей, который объединяет все элементы в единое целое. Одни и те же элементы, будучи связаны различными сторонами, могут образовывать различные структуры.

Согласно имеющимся в философской литературе взглядам, структура является категорией полифункциональной, ее смысл зависит еще от того, с какой категорией она образует диалектическую пару. В диалектике элемента и структуры структура представляет собой только внутренние связи, в диалектике структуры и функции в понятие структуры включаются связи и элементы. В диалектике системы и структуры последняя является качественной характеристикой системы и по своему содержанию близка к категории «функция». Элементы и структура взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга, образуют диалектическую связь. Характер связи элементов зависит от природы элементов, их количества и качества. С другой стороны, качества элементов, их роль и место зависят от структуры, от системы их связей. Изменение элементов, их качества и количества обусловливает изменение структуры. Появление новой структуры обусловливает изменение ее элементов, их свойств, характеристик. Взаимосвязь элементов и структуры представляет собой единство противоположнос­тей. Элементы имеют тенденцию постоянно изменяться, структура до определенной меры остается неизменной, но на определенной ступе­ни развития этого противоречия происходит ломка старой структуры и формирование новой. Таким образом, диалектика взаимосвязи эле­ментов и структуры представляет собой конкретизацию диалектики взаимосвязи содержания и формы.

Закон взаимодействия элементов и структуры реализуется в диалек­тике структуры и функции. Понятие «функция» отражает взаимодей­ствие между элементами системы и связь последней с другими систе­мами, что обеспечивает их устойчивое состояние. Функция — это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в систему, так и для нормальной работы всей системы.

Понятие «структура» в диалектической паре с категорией «функ­ция» означает последовательность связей элементов системы и вклю­чает в свое содержание и сами эти элементы. Биологической функцией можно считать взаимодействие между элементами морфологического субстрата: здесь функция выступает как способ существования мор­фологического субстрата.

Диалектика структуры и функции схематически такова: структура и функция взаимосвязаны: всякая структура, определив место элемента в системе, обусловливает и его функции, характер взаимодействий; элементы внутри системы взаимодействуют и возникают изменения как в самих элементах, так и внутри системы; с накоплением этих изменений начинают меняться функции элементов и системы в целом; изменений функций приводят к изменению структуры системы.

Таким образом, функциональные и структурные свойства системы взаимосвязаны. Применяя структурно-функциональный подход к изучению любогообъекта, следует помнить, что изолированное изучение функции или структуры бесперспективно. При применении функционального подхода к исследованию системы одновременно проводит­ся структурный анализ системы.

Структурно-функциональный анализ представляет собой грань системного подхода к явлениям действительности. Системный подход представляет собой методологическую ориентацию исследования, ос­нованную на рассмотрении объектов изучения как систем. Суть сис­темного подхода состоит в следующем: любой объект логично рассмат­ривать как систему и, вместе с тем, как подсистему другой, более широкой системы; любая система состоит из элементов, их свойства взаимообусловлены; между элементами существуют связи, образую­щие структуру; каждый элемент функционирует, а функции образуют систему; вся система развивается.

Таким образом, категории части, целого, структуры, функции, эле­мента, системы находятся в сложных диалектических связях, в отно­шениях взаимополагания и взаимоопределенности.

Необходимость и случайность. Первые представления о случайном и необходимом у людей отождествлялись с роком, судьбой, то есть с потусторонней силой. Древнегреческий поэт Архилох писал: «Все че­ловеку, Перикл, судьба посылает и случай».

Греческие философы признавали объективное существование не­обходимости, но случайность понимали только как гносеологический феномен. Демокрит утверждал: «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную не­рассудительность».

Диалектика исходит из того, что необходимость и случайность отра­жают объективные зависимости явлений мира, выражают типы их связей, степени детерминированности явлений, процессов действительности.

Необходимость выражает внутренние, устойчивые, повторяюшиеся общие связи действительности, определяет главное направление ее развития.

В противоположность необходимости случайность выражает в ос­новном внешние, неустойчивые, единичные связи действительности.

Необходимость - это такая связь явлений, которая имеет основание в самой сущности явлений, обусловлена их внутренней природой и поэтому реализуется неизбежно при наличии соответствующих условий.

Случайность - это такая связь явлений, которая имеет свое основание преимущественно во внешних условиях, в явлении и реализуется не всегда и в разных формах. Это явление, которое возникает под действием побочных причин, оно может произойти, а может и не произойти.

Данные определения приводят к постановке проблемы соотноше­ния категорий причины, необходимости и случайности. Иногда необ­ходимость объясняют причинами только внутренними, а случайность только внешними. Правомерно ли это? Думается, что такой подход неправомерен, особенно когда речь идет о проявлении необходимого и случайного в замкнутой, изолированной системе. При таких усло­виях все изменения в системе должны определяться только внутрен­ними причинами. Следовательно, и необходимость, и случайность вызываются как внешними, так и внутренними причинами.

Необходимость — это результат действия главных, регулярных, по­стоянных причин, она характеризуется однозначностью, подготовле­на всем ходом развития.

Случайность — следствие нерегулярных, непостоянных причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин. Случайно­сти могут возникать на пересечении независимых причинных цепей.

Случайность и необходимость причинно обусловлены. Причина необходима, но случайность по отношению к породившей ее причине выступает как необходимое следствие.

Случайность и необходимость диалектически связаны между собой.

Диалектика рассматривает необходимость и случайность как един­ство противоположностей, которые взаимообусловливают друг друга, проявляются друг через друга, превращаются друг в друга.

В материальных объектах нет ни чистой необходимости, ни чистой случайности. Нет необходимых явлений, где бы не было случайности, нет случайных явлений, где бы не было необходимости.

Случайное необходимо, а необходимое случайно. Случайное необ­ходимо — это означает, что случайное «заряжено» необходимостью, содержит в себе тенденцию необходимого, ведет к необходимому, это форма существования необходимости.

Необходимое случайно — это значит, что оно имеет свой исходный и конечный пункт в случайном. Развитие идет от случайности к необ­ходимости, процесс характеризуется ослаблением признаков случай­ного и нарастанием признаков необходимого.

Случайность не есть что-то внешнее по отношению к необходимо­сти — она воздействует на необходимость, дополняет своими особен­ностями, поэтому способна либо замедлить, либо ускорить развитие.

Случайность является формой проявления и дополнений необ­ходимости. Случайность - это форма, в которой существует необ­ходимость; случайность — способ существования необходимости. Не­обходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, она - равнодействующая цепи случайностей, результат взаимодействия последних.

Возможность и действительность. Проблема возможности и действительности привлекала внимание философов давно, начиная с далекой древности. Уже Платон различал возможное и действительное существование. Действительным в философии Платона был мир идей, а возможным - мир вещей. Пребывая в состоянии возможности, мир вещей, по Платону, не может превратиться в действительность, обрес­ти реальное существование.

Аристотель, в отличие от Платона, считал, что возможное может превращаться в действительное так же, как действительное в возможное. В качестве чистой возможности в философии Аристотеля выступает пассивная материя, а в качестве действительности - идеальная фор­ма. Опираясь на учение Аристотеля, Фома Аквинский обосновывал необходимость существования чистой действительности, которая сво­им действием вызывает превращение той или иной возможности в действительность. В роли такой чистой действительности выступает Бог.

Метафизический отрыв возможного от действительного, их абсолютизация неизбежно ведет к идеализму. Против разрыва возможности и действительности выступал Джордано Бруно. По его мнению, возможность не может существовать вне действительности, а находится с ней в органической связи.

О диалектической взаимосвязи возможности и действительности, о том, что возможность всех изменений вещи находится в самой вещи, говорили многие философы. Так, Г. Гегель считал, что непосредствен­ная действительность содержит в себе зародыш чего-то другого. Сначала это другое есть только возможность, но эта возможность затем превращается в действительность.

В самом деле, прежде чем возникнуть и стать объективной реальностью, новое действие всегда представляет собой лишь возможность, но еще не действительность, то есть новое появляется в виде предпосылок, а затем переходит в действительность.

Таким образом, всякое развитие есть процесс превращения возмож­ности в действительность, которая, в свою очередь, содержит возмож­ность появления новых явлений и так далее.

Возможность — это объективно существующая тенденция развития процесса и явления, скрытая предпосылка возникновения нового в недрах старого.

Действительность — это реализованная возможность. Действитель­ность отдельного конкретного объекта — это его бытие в присущих ему количественных и качественных характеристиках, в его изменении и развитии.

Возможность объекта - это будущее объекта в его настоящем. Она не существует отдельно от действительности, а есть один из ее момен­тов, внутреннее, обнаруживающееся в процессе развертывания дей­ствительности.

Возможность внутренне противоречива. Возможность - это нечто существующее, ибо в настоящем есть предпосылка будущего. В то же время, возможность — это нечто не существующее, ибо будущего нет в настоящем.

Всякое материальное образование представляет собой единство множества различных тенденций и, следовательно, имеет много раз­личных возможностей — поле возможностей. Количество возможнос­тей, их наличие определяется качественными характеристиками пред­мета, явления, системой его связей и законов, действию которых подчинен данный предмет или явление.

Возможности могут быть реальными и формальными, абстрактны­ми и конкретными.

Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования. Предел реальной возможности - неизбежность.

Формальная возможность выражает несуществующую тенденцию раз­вития объекта, она обусловлена случайными связями и отношениями.

Конкретной возможностью является такая возможность, для суще­ствования которой могут сложиться соответствующие условия в опре­деленное время.

Абстрактная возможность — это возможность, для реализации ко­торой в настоящее время нет необходимых условий.

Невозможность — это то, что ни при каких условиях не может стать действительностью, ибо это противоречит объективным законам раз­вития природы и общества.

В процессе развития не все возможности превращаются в действи­тельность — одни усиливаются, другие ослабляются. Меру возможности,

меру необходимого в возможном, его количественную характеристику выражает категория вероятности. Категория «вероятность» выражает степень развитости возможности, степень ее способности стать действи­тельностью. Вероятность рассматривается как количественная харак­теристика внутренней необходимости, проявляющейся в массе случай­ностей. Она выражает собой не просто внутреннюю необходимость, а количественную определенность необходимости или величину необхо­димости. Поэтому вероятность можно определить как меру необходи­мого в случайном. Вероятность и возможность имеют равный объем содержания. Вероятность выражает количественно повторяющуюся случайность, а возможность выражает все, даже единичную случайность (абстрактная, формальная возможность). О вероятности можно гово­рить только на базе фактов, на базе действительности. Однако собы­тие, которого еще не было, возможно, но оно невероятно.

На ранних этапах своего развития возможности имеют различную степень вероятности своей реализации. Задача науки - определить вероятность возможностей тех или иных связей, что позволит предви­деть будущее тех или иных событий.

Выше уже отмечалось, что в предмете заложено множество возмож­ностей дальнейшего развития. Не все эти возможности становятся дей­ствительностью, здесь происходит борьба тенденций, выбор определенной возможности из некоторого их множества. Следовательно, возможность органично связана с категориями «случайность» и «не­обходимость» — она может реализоваться, а может и не реализоваться.

Для того, чтобы возможность реализовалась в действительность, нужен ряд действий, процессов, словом, необходимо наличие соот­ветствующих условий. Условия представляют собой совокупность фак­торов, необходимых для превращения возможности в действитель­ность. Пока нет полного набора условий, определенная возможность не может реализоваться в действительность.

Условия реализации могут быть объективные, то есть не зависящие от сознания людей, и субъективные, то есть зависящие от воли и со­знания человека.

В природе процесс реализации возможностей происходит стихий­но. В обществе же все иначе. Историю делают люди, от их воли, со­знания зависит очень многое в процессе реализации заложенных в обществе тенденций развития. Действие объективных законов обще­ства реально проявляется как процесс превращения возможности в действительность в целеполагающей деятельности людей.

Проблема поля набора возможностей, поля путей развития являет­ся одной из центральных идей синергетики. Нелинейные системы совершают «блуждания» по полю возможного и актуализируют один из этих путей в период бифуркации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: