Проблема сознания в философии

Среди фундаментальных философских и естественнонаучных про­блем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна.

Сознание является объектом изучения многих наук. В своей сово­купности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изу­чить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуаль­ного сознания. Естественные науки, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их матери­альный субстрат (механизмы). Технические науки исследуют и моде­лируют отдельные функции сознания, к которым относят распозна­вание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и перекрестные сферы исследования.

Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эволюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление методоло­гического значения учения о сознании для современной науки и практики; анализ проблемы единства языка и мышления; моделирования функций мозга.

В более общем виде философский подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтологическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом.

Для полного раскрытия содержания проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психика, бессознательное, рассудок, разум. Сознание — одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высший уровень духовной активности человека как социального существа. Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объектив­ной реальности. Бессознательное — совокупность психических процес­сов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде пси­хологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Рассудок — способность рассуждения, позволяющая познавать все от­носительное, земное, конечное. Разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.

История развития взглядов на сознание показывает, что на ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения созна­ния и неосознанного, идеального и материального в трактовке психи­ческих явлений. Так, основа сознательных действий человека обо­значалась, например, Гераклитом термином «Логос», под которым понималось слово, мысль и сущность самих вещей. Ценность челове­ческого разума определялась степенью его приобщенности к этому ло­госу - объективному миропорядку. Равным образом и в учениях других ранних греческих мыслителей психические процессы рассматривались наравне с материальными (воздух, движение атомов и др.).

Впервые грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сокра­том, акцентировавшим своеобразие актов сознания в сравнении с материальным бытием вещей. Объективное содержание данных актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный все­му материальному. Платон считал, что как для всего космоса бесте­лесный разум является перводвигателем, источником гармонии, си­лой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в индивидуальной душе каждого человека ум созерцает самого себя и, вместе с тем, явля­ется активным началом, регулирующим человеческое поведение.

Аристотель рассматривает сознание и душу как разные сущности, из которых сознание является высшей. Он говорил о том, что мы до сих пор не располагаем никакими данными о сознании или способно­сти мыслить; видимо, это совершенно иной вид души, способный от­личать вечное от тленного; только сознание может существовать от­дельно от всех других психических функций.

В античной философии содержание сознания представляет собой отпечаток материального или след, воспоминание идеального. Разум или ум космичен и является синонимом универсальной закономерно­сти. В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем, в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По Августину (354-430), все знание заложено в душе, которая живет в Боге. Бессознательная душа была оставлена за растениями и животными, у человека же все психические акты, начиная с ощущения, наделены признаками сознательности.

Важным в трактовке сознания в эпоху Средневековья является открытие самосознания, духовного опыта и подробное изучение взаимоотношений души и духа, в том числе техники их слияния.

Материалистические традиции в эпоху Средневековья развивали арабоязычные мыслители - Ибн Сина (980-1037), а также Иоанн Дунс Скот (1266/1270-1308), выдвинувший учение о том, что мате­рия мыслит.

На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, утвердивший несомненность акта сознания и существования сознательного субъекта. Данный взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о сознании, ко­торое отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о соб­ственных психических состояниях. Сознание становится атрибутом субстанции, его содержание связано с внутренним и внешним опы­том, с врожденными идеями. Лейбниц разработал учение о бессозна­тельном. Французские материалисты XVIII века, прежде всего Ламетри и Кабанис, опираясь на достижения передовой (для своего времени) физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе.

Новая эпоха в объяснении генезиса и строения сознания была от­крыта немецким классическим идеализмом, показавшим различные уровни организации сознания, его активность, диалектику чувствен­ного и логического, индивидуального и социального. Кант выделил в сознании доопытные знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель вплотную подошел к проблеме социаль­но-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании сознания. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, опреде­ляется историческими формами общественной жизни.

Позитивное знание о сознании существенно обогатилось благода­ря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспе­риментальной психологии. В домарксистских концепциях сознания наблюдается тенденция к рационализации его содержания, к изучению творческой активности и к абсолютизации автономности и индивидуальности сознания.

В целом же основные направления в философии считают сознание или свойством материи, появившимся на определенной ступени развития (материализм), или особой, чуждой материи, духовной субстанцией (идеализм). Таким образом, в истории философии существует несколько концепций сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания. Представители субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто, полностью определяющее его активность. Позиция субъективного идеализма абсолютирует ощущения человека, отрывает чувственные образы от их материального источ­ника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой.

Особое место в истории философии занимает дуалистический под­ход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций — мате­риальной и духовной, рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: