Особенности информации о лекарственных средствах

Под фармацевтической информацией понимается информация, характеризующая фармацевтическую и медицинскую стороны обращения лекарственных средств

Методы фармацевтической информации – формы передачи сообщения потребителям информации: устная (ответы на вопросы, консультации, рекомендации, лекции и др.), письменная или печатная, электронная (электронная почта, электронные версии печатной информационной продукции, автоматизированные базы данных, Интернет и др.), фонетическая, изобразительная (рисунки, фотографии, кино-, видео- и аудиопленки и др.); сочетание этих форм.

Источники фармацевтической информации – документы, содержащие какие-либо сведения, факты, необходимые для надлежащего осуществления фармацевтической деятельности, они подразделяются на первичные и вторичные источники.

Первичные источники фармацевтической информации – это документы, содержащие впервые опубликованные (новые, оригинальные) сведения, факты.

Вторичные источники – документы, содержащие пересказ, анализ, обобщение сведений и фактов из первичных источников информации.

В современных условиях развития здравоохранения и медицинской науки возрастает значимость качественной и надежной информации о лекарственных средствах. Информация как неотъемлемая часть ЛС сопровождает препарат в течение всего его жизненного цикла и в зависимости от видов источников, в которых она представлена, имеет свою специфику и назначение.

Под информацией о лекарственных средствах понимаются научно обоснованные сведения о различных аспектах их свойств: показания и противопоказания к применению, возможные побочные действия, осложнения при лекарственной терапии и др.

С точки зрения специалистов ВОЗ, информацию о лекарственных средствах следует рассматривать как сумму сведений, на которых основывается применение лекарственных средств медицинскими работниками или потребителями лекарственных средств. Информация о ЛС содержит знания общего характера в области здравоохранения, а также специфические знания об отдельных лекарственных средствах. Сюда относятся чисто научные сведения (например, фармацевтические, фармакологические и токсикологические), специальные медицинские (например, о фармакотерапии заболеваний) и стратегические сведения (например, о рецептуре, цене и виде ЛС). Информацию о ЛС получают в процессе обучения, повышения квалификации, а также в процессе работы.

Информация о лекарственных средствах - опубликованные сведения, факты о медицинских, фармацевтических, потребительских и иных характеристиках лекарственного средства, основанные на научной информации и предназначенные в основном для использования специалистами в области фармацевтической и медицинской практики, а также населением.

Информация о ЛС имеет двойственный характер. С одной стороны, это общественное достояние, представляющее собой огромные массивы данных, без сбора и анализа которых невозможно дальнейшее развитие и совершенствование всей системы лекарственного обеспечения, с другой - она может стать востребованным товаром с высоким коммерческим потенциалом.

Информация всегда характеризуется такими свойствами, как субъективность восприятия и зависимость от информационного носителя. Носитель информации - это материальный объект, позволяющий фиксировать информацию (например, это может быть листок-вкладыш в упаковку ЛС и т.п.).

Потребители информации о лекарственных средствах – совокупность организаций и физических лиц, запрашивающих, получающих и использующих информацию о ЛС, подразделяются на коллективных (организации) и индивидуальных (физические лица) потребителей.

Источник информации о лекарственных средствах - это материальный носитель информации, обеспечивающий ее декодирование и восприятие потребителем. Так, для неграмотного человека книга не является источником информации, листок-вкладыш в упаковку ЛС на незнакомом языке не позволяет воспользоваться информацией о препарате и т.д.

Источниками фармацевтической информации являются:

- медицинские журналы, справочники, учебники;

- листки-вкладышы;

- библиотеки;

- фирмы-производители лекарственных средств;

- реклама;

- курсы повышения квалификации;

- центры информации о лекарственных средствах;

- электронные справочники и ресурсы в Интернет;

- коллеги;

- средства массовой информации (программы на телевидении и радио по медицинской тематике);

- профессиональная информация медицинских и фармацевтических ассоциаций и научных обществ;

- конференции.

Качество информации о лекарственных средствах определяется такими ее свойствами, как объективность, достоверность, актуальность, полнота и этичность. В процессе информационной деятельности, в частности при информировании специалистов о ЛС, качественными параметрами информации считаются полнота, оперативность и релевантность (соответствие запросу), которые рассчитываются как количественные индексы по известным формулам. Кроме того, информацию характеризуют следующие показатели: количество, доступность, точность, оперативность, достаточность и глубина.

Под количеством информации понимают объем данных, выраженный каким-либо количественным показателем.

Под доступностью информации понимают реальную возможность для конкретного специалиста или пациента получить информацию по интересующей его проблеме из всех известных в мире источников.

Под точностью данных понимают их соответствие или наибольшее приближение к фактам клинической или фармацевтической практики, имеющимся в реальной практике здравоохранения.

Важной характеристикой информации является ее своевременность (оперативность). Жизненный цикл информации в современных условиях составляет 3-5 лет. Это означает, что опубликованная сегодня информация будет обновляться и пересматриваться каждые 3-5 лет.

В результате:

- она может потерять свою актуальность и оказаться бесполезной;

- то, что верно сегодня, может быть неверным завтра;

- новые лекарственные средства и методы лечения приходят на смену старым;

- появляются новые данные о ранее известных лекарственных средствах и методах лечения.

Таким образом, оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при которой сохраняется эффективность функционирования системы.

Достаточность определяет объем информации, необходимой для удовлетворения информационных потребностей потребителя.

Глубина определяет степень продвинутости поиска информации.

Информация о ЛС рассматривается во временном измерении: текущая информация в процессе распространения называется информационным потоком, а распространенная за какой-либо прошедший период, то есть ретроспективная, - информационным массивом.

Важными с точки зрения классификации информации являются понятия информационной потребности и информационного запроса.

Информация классифицируется по критерию целевого назначения, которое определяет содержание информации с точки зрения его общественной функции (содействие научной работе, передача официальной информации, обучение и т.п.) (ОСТ 29.130-97, 1.7).

В соответствии с принятой классификацией по ГОСТу 7.60-90 можно выделить следующие виды информации о ЛС:

- официальная информация о ЛС - информация нормативного, правового и директивного характера, распространяемая от имени государственных ор­ганов, учреждений, ведомств либо по их поручению в соответствующих документах и изданиях;

- научная информация о ЛС - материалы и результаты теоретических, экспериментальных, лабораторных, клинических и других исследований ЛС. Научная информация может содержать научные гипотезы, предположения, дискуссионный материал и пр. Научная информация о ЛС должна публико­ваться только в изданиях, предназначенных для специалистов;

- практическая информация о ЛС - информация о способах применения ЛС, предназначенная для специалистов различных областей сферы обращения ЛС. Она должна публиковаться в изданиях, предназначенных только для специалистов;

- учебная информация о ЛС - это систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в удобной для усвоения форме;

- справочная информация о ЛС краткие сведения научного или прикладного характера, размещенные в изданиях в порядке, удобном для их быстрого поиска;

- коммерческая информация о ЛС - информация, необходимая для реализации ЛС на фармацевтическом рынке и содержащая экономические характеристики;

- популярная (научно-популярная) информация о ЛС - сведения, изложенные в форме, доступной для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов населения.

Информация о Л С различается в зависимости от пользователей: для специалистов - профессиональная; рассчитанная на широкий круг потреби­телей — массовая.

Информация о ЛС как социально значимом продукте, применение ко­торого связано не только с положительными свойствами, но и с риском раз­вития побочных эффектов, должна жестко регулироваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: