Окружение проекта

Начало формы

Любой проект реализуется, взаимодействуя с окружающей проект средой – государством, обществом, предприятием, командой проекта, его заказчиками, подрядчиками и т.п.

Окружающая проект среда называется окружением проекта. Окружение проекта можно разделить на несколько видов: внешнее и внутреннее, ближнее и дальнее.

Внешнее окружение проекта – это та часть окружающей среды, которая существует независимо от проекта.

Внутреннее окружение проекта – это та часть окружающей среды, которая существует только во время осуществления проекта.

Основные составляющие внешнего и внутреннего окружения проекта показаны на рисунке 6.

Рисунок 6. Внешнее и внутреннее окружение проекта.

Внешнее окружение проекта, которое не зависит от конкретного предприятия, называется дальним окружением проекта.

Внешнее окружение проекта, возникающее в рамках данного предприятия, называется ближним окружением проекта.

Рассмотрим подробно составляющие окружения проекта и их влияние на проект.

Дальнее окружение проекта

Политические характеристики и факторы:

· Политическая стабильность.

· Поддержка проекта правительством.

· Националистические проявления.

· Уровень преступности.

· Торговый баланс со странами- участниками.

· Участие в военных союзах.

Экономические факторы:

· Структура национального хозяйства.

· Виды ответственности и имущественные права, в т. ч. на землю.

· Тарифы и налоги.

· Страховые гарантии.

· Уровень инфляции и стабильность валюты.

· Развитость банковской системы.

· Источники инвестиций и капитальных вложений.

· Степень свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности.

· Развитость рыночной инфраструктуры.

· Уровень цен.

· Состояние рынков: сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы и др.

Общество - его характеристики и факторы:

· Условия и уровень жизни.

· Уровень образования.

· Свобода перемещения, "въезд-выезд".

· Трудовое законодательство, запрещение забастовок.

· Здравоохранение и медицина, условия отдыха.

· Общественные организации, пресса, телевидение.

· Отношение местного населения к проекту.

Законы и право:

· Права человека.

· Права предпринимательства.

· Права собственности.

· Законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот.

Наука и техника:

· Уровень развития фундаментальных и прикладных наук.

· Уровень информационных технологий и компьютеризации.

· Уровень промышленных и производственных технологий.

· Энергетические системы.

· Транспортные системы.

· Связь, коммуникации

Культура:

· Уровень грамотности.

· История, культурные традиции, религия.

· Культурные потребности: жизнеобеспечение, работа, отдых, спорт и др.

· Уровень требований к качеству результатов и условий труда.

Природные и экологические факторы:

· Естественно-климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др.

· Природные ресурсы.

· Расположение и связь с транспортными сетями.

· Стандарты по качеству: воздушного пространства, водных источников и почвенному покрову.

· Санитарные требования к окружающей среде.

· Законодательство по защите окружающей среды.

· Характеристика тенденций и состояния экологических систем: воздуха, воды, почвы.

Характеристики и факторы инфраструктуры:

· Средства транспорта, связи и коммуникации.

· Перевозка грузов.

· Сети ЭВМ и информационные системы.

· Энергоснабжение.

· Коммунальные службы.

· Сырье и услуги.

· Сбытовая сеть.

· Логистика и материально-техническое снабжение.

· Промышленная инфраструктура.

· Обслуживающие системы и прочие.

Ближнее окружение проекта

· Руководство предприятия определяет цели и основные требования проекта, а также порядок их корректировки.

· Сфера финансов определяет бюджет проекта, его смету и источники финансирования.

· Сфера сбыта определяется решениями покупателей и действиями конкурентов.

· Сфера изготовления требует согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства.

· Сфера материального обеспечения формирует требования к проекту, исходя из возможности обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам.

· Сфера инфраструктуры формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному обеспечению, инженерному обеспечению.

· Сфера очистки и утилизации формирует требования к охране окружающей среды и утилизации отходов производства.

Внутреннее окружение проекта

· Стиль руководства определяет психологический климат и атмосферу, влияет на творческую активность и работоспособность в команде проекта.

· Специфическая организация проекта определяет взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей и влияет на успех осуществления проекта.

· Участники проекта реализуют различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют свои требования и оказывают влияние на проект в соответствии со своими интересами, компетенцией и степенью участия в проекте.

· Основной интерес участников проекта связан с получением прибыли от реализации проекта.

· Основной интерес команды проекта связан с получением дохода от своей деятельности во время реализации проекта и претендует на получении своей части из резервного фонда.

· Методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между участниками проекта.

· Экономические условия проекта определяют его основные стоимостные характеристики.

· Социальные условия проекта характеризуют: условия жизни; уровень заработной платы; коммунальные услуги; условия труда и техники безопасности; страхование; социальное обеспечение.

10. Участники проекта.

Участники проекта – физические и\или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.

По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:

  • основная команда – группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;
  • расширенная команда – более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;
  • заинтересованные стороны – люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.

Как правило, основными участниками проекта являются:

Заказчик - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта.

В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.

Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.

Спонсор (куратор) проекта - сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом.

Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.

Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.

Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).

Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:

Инвестор - сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.

Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть.

Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.

Поставщики - субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе – материалы, оборудование, транспортные средства и др.

Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.

Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.

12. Процесс проектного целеполагания.

Целеполагание тесно связано с категориями эффективности, результативности

бизнеса, зрелостью процесса управления организацией. Цель пределяет то, во имя чего

создана организация, а также является отправной точкой для разработки стратегии и

бизнес-модели организации, как системы взаимосвязанных элементов, включающих в

себя такие основные составляющие, как:

·участников бизнеса (включая партнеров и клиентов),

·продукты (услуги),

·показатели результативности бизнеса –индикаторы достижения цели,

·ключевые способности организации,виды деятельности и структуру бизнес-процессов по ним (основные, вспомогательные, обеспечивающие и бизнес-процессы развития –проект (программы),

·ресурсы (в т.ч. штатную структуру)

·полномочия и ответственность,

·учетную политику,

·стратегию взаимоотношений с участниками бизнеса и др.

Целеполагание организации на стратегическом уровне ориентирует усилия менеджмента на поиск оптимальных вариантов группировки доступных ресурсов в окружающем бизнес-пространстве и времени, с учетом выявленных ограничений. Этот процесс является важнейшим фундаментом формирования корпоративной компетентности, основанной на компетентности человеческих ресурсов, бизнес-процессов и видов деятельности, включенных в бизнес модель организации. В системе управления деятельностью предприятия, управление проектами является равноправной подсистемой, в ряде иных видов деятельности, включенной в отдельную классификацию бизнес-процессов – бизнес-процессы развития имеющих аналогично бизнесу: цели, продукты,

показатели, и т.п., определение которых является процессом итерационного планирования

системы, с первоначальным направлением сверху вниз. Данный процесс, при условии

наличия компетентности участников, является гарантом целостности системы и обеспечения достижения стратегических целей бизнеса.

Качественное целеполагание системно снижает распыление ресурсов, консолидирует усилия всех сотрудников предприятия на пути к достижению стратегий бизнеса, через вертикально согласованные цели, с учетом, установленных для них плановых значений показателей (индикаторов достижения). Согласованность личных целей сотрудников, целей бизнес процессов, целей организации является важным условием эффективности бизнеса, а управленческие знания и навыки целеполагания являются одной из важнейших

составляющих компетентности менеджера проектов.

Функция целеполагания оторвана от процесса управления проектом, как правило, она

вообще не рассматривается в «системном» перечне функций УП. Описания компетенций

специалистов в УП не уделяют должного внимания требованиям к знаниям и навыкам менеджеров проектов в этом аспекте, а также имеют расплывчатые описания, с использованием дублирующих слов по одинаковым сущностям.

13. Понятие структуры проекта.

Структура проекта – это организация связей и отношений между ее элементами.

Основные задачи структуризации:

  • разбивка проекта на управляемые блоки

Блок – работа, совокупность работ, подпроект (относительно независимая часть проекта);

  • распределение ответственности за различные элементы и увязка работ со структурой организации;
  • точная оценка затрат;
  • создание единой базы для планирования и контроля за затратами;
  • увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
  • переход от общих целей к конкретным заданиям;
  • определение комплексов работ.

14. Типы структурных моделей проекта.

1. Модель, удовлетворяющая условиям иерархичности, ранжированию и ресурсам, называется деревом целей

2. Структурная схема организации проекта называется организационное дерево

3. На основе структурной модели проекта и "организационного дерева" строится матрица распределения ответственности

4. На основе структурной модели проекта, дерева целей, организационного дерева и матрицы распределения ответственности строится сетевая модель проекта

5. На основании структуры проекта и данных о стоимости элементов проекта строится дерево стоимости

6. Структурная схема материально-технического обеспечения проекта называется деревом ресурсов проекта

7. Совокупность вероятностей наступления негативных событий при реализации проекта описывается деревом рисков



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: