Педагогические возможности игровых методик

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состоя­ние. В подарок от природы получаем мы предрасполо­женность и потребность в игре; генетическая проrpамма обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра - деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Спросим малышей и подростков, любят ли они иг­рать и хотят ли играть сейчас? Столь же радостно вступают в игру педагоги. Человек есть «человек играющий», homo ludeпs (Хейзинга).

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все зна­ют, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Увлеченный ходом игры, человек забы­вает о своем авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых: действий. Он играет взахлеб.

B-тpeтьux, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможно­стью приобщить человека к какому-то виду деятельно­сти, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра ­дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже вне которой степени оснащенным, подготовленным. В иг­ре заложена возможность незаметно овладевать некото­рыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети неза­метно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.

B-четвертых, в игре минимальное количество пра­вил, соблюдать, их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает ин­тригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и не­похожестью, странностью и неповторимостью, доставля­ет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей ди­агностична.

В-пятых, игра - самый демократичный вид деятель­ности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фа­булы. В игре все равны и все испытывают счастье от ра­венства, которого так недостаёт в социальном Мире. Че­ловек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, дос­тижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отмен­ном прилежании. Игра - общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:

- игра - фактор развития ребенка;

- игра - способ приобщения ребенка к миру культуры;

- игра - щадящая форма обучения ребенка жиз­ненно важным умениям;

- игра - ознакомление ребенка с широким спек­тром видов человеческой деятельности;

- игра - мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценност­ную палитру новых для него отношений;

- игра - деликатное диагностирование социаль­ного развития ребенка;

- игра - профессионально-изящная форма соци­ально- психологического тренинга;

- игра - способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

- игра - один из простых способов подарить ре­бенку счастливые моменты проживания радости жизни;

- игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмо­сферы в группе.

Мы представляем игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально­ психологические. Конечно, любая игра носит такую ха­рактеристику - даже «прятки», «догонялки», «лапта», «жмурки», «Замри!» или «горячо - холодно», ибо содер­жанием любой игры является столкновение физико ­психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном соци­альном пространстве отношений.

Но социально-психологическое в традиционных иг­рах всё-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых методиках социально-психологическое - это объект внимания, осмысления, оперирования, оценивания. А фабула - средство, помогающее иллюстрировать coцально – психологическое явление, подлежащее осмысле­нию участников игры.

В процессе работы с детьми педагог всегда констати­рует духовное восхождение детей на философические проблемы жизни человека.

Предлагаемые игровые методики - это методики ро­левого ситуационного воспроизведения жизненных явле­ний с проблемным содержанием духовно-социального плана. Мы вынуждены постоянно оговаривать употребление понятия «духовность» в его светском смысле, далеком от средне­векового религиозного наполнения. Духовность - это осмыс­ленная сопричастность миру во всех его проявлениях и способ­ность иметь внутренний автономный личностный мир индиви­дуального «Я». Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных отно­шений к объектам жизни.

Hic Rhodus, hic sa1ta! - сказано было в басне Эзопа хвастуну, заявившему, что на острове Родос он, якобы, очень высоко прыгал.

Социально- психологическая игра - это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: