Игра – особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая проrpамма обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра - деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Столь же радостно вступают в игру педагоги. Человек есть «человек играющий», homo ludeпs (Хейзинга).
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Увлеченный ходом игры, человек забывает о своем авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых: действий. Он играет взахлеб.
|
|
B-тpeтьux, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже вне которой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.
B-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать, их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
|
|
В-пятых, игра - самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостаёт в социальном Мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра - общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:
- игра - фактор развития ребенка;
- игра - способ приобщения ребенка к миру культуры;
- игра - щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
- игра - ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
- игра - мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
- игра - деликатное диагностирование социального развития ребенка;
- игра - профессионально-изящная форма социально- психологического тренинга;
- игра - способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
- игра - один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
- игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Мы представляем игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально психологические. Конечно, любая игра носит такую характеристику - даже «прятки», «догонялки», «лапта», «жмурки», «Замри!» или «горячо - холодно», ибо содержанием любой игры является столкновение физико психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве отношений.
Но социально-психологическое в традиционных играх всё-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых методиках социально-психологическое - это объект внимания, осмысления, оперирования, оценивания. А фабула - средство, помогающее иллюстрировать coцально – психологическое явление, подлежащее осмыслению участников игры.
В процессе работы с детьми педагог всегда констатирует духовное восхождение детей на философические проблемы жизни человека.
Предлагаемые игровые методики - это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Мы вынуждены постоянно оговаривать употребление понятия «духовность» в его светском смысле, далеком от средневекового религиозного наполнения. Духовность - это осмысленная сопричастность миру во всех его проявлениях и способность иметь внутренний автономный личностный мир индивидуального «Я». Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни.
Hic Rhodus, hic sa1ta! - сказано было в басне Эзопа хвастуну, заявившему, что на острове Родос он, якобы, очень высоко прыгал.
Социально- психологическая игра - это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь.