Создание игровых методик

Как рождается в профессиональном соз­нании педагога новая игровая методика? Ес­ли проанализировать ход мыслительной работы педагога, то, в конце концов, выявляется некий общий алгоритм творческого усилия.

Представим выявленное. Иллюстрацией пусть по­служат помещенные в сборнике методики, проверенные школьной практикой.

Первый шаг. Определяется ценностное содержание игры и формулируется в четком виде идея. Например, игра «Проблемы и аргументы» начала складываться с за­явления одного педагога: «В школе есть дети, над кото­рыми смеются все». Идея приняла следующую формули­ровку: «Особенности человека не могут служить основа­нием неуважения к нему».

Второй шаг. Данная идея экстраполируется на мно­жества сфер жизни, мысленно перебираются вариации реального событийного проявления данной идеи: где это могло быть - в лесу, поле, на рынке, в транспорте, теат­ре, дома, в гостях, в пустые, во время обеда, во дворе, во время грозы? Перечень этот беспорядочен, мысль скачет от картинки к картинке. Но вот избирается место и сфера жизни. Например, в игре «На плоту» образ плота, несущегося по реке с безлюдными берегами, появился в ходе поиска экстремальной ситуации, выход из ко­торой всегда должен в первую очередь искать мужчина. (Идея: мужчина - «сильный», а потому он всегда защит­ник, помощник и исполнитель тяжелой работы».)

Третий шаг. Теперь легко рождается фабула, прини­мая простые и ясные реальные очертания какого-то эпизода жизни. Например, в игре «На плоту» - волна смы­вает весь запас продуктов, в игре «Проблемы и аргумен­ты» - по улице идет человек и громко поёт. Со временем неясные очертания проступают четче, расплывчатая фа­була принимает более определенные контуры.

Остается ввести персонажи в неясный ещё сюжет: кто, собственно, совершает обозначенные фабулой дейст­вия?

Четвертый шаг. Это мысленное введение в вообра­жаемые события воображаемых героев. Эти герои не могут быть похожими на школьников, играющих здесь и сейчас. Поэтому наилучшим вариантом решения вопрос а о героях является обращение к миру домашних живот­ных, зверей, сказочных существ или взрослых, - роли эти дети играют с удовольствием, потому что такие игро­вые роли осуществляют психологическую защиту, как бы закрывая внутренний мир играющего от наблюдателей: ведь школьник «изображает» нечто, но не высказывает себя. Конечно же, любой играющий невольно себя от­крывает. И дети по окончании игры часто отмечают, что одноклассники для них раскрылись с неожиданной сто­роны. Но такое осознание психологического открытия происходит после игры и уже не смущает школьника.

Пятый шаг. Он состоит в придумывании коллизии, некотором столкновении точек зрения персонажей. С ними что-то происходит, и в этом течении событий пер­сонажи выстраивают свое поведение. Если за поведени­ем увидеть отношение, то игра приобретает богатый смысл и становится весьма интересной всем наблюдате­лям и самим играющим тоже. Например в игре «Магазин одной покупки» таким столкновением интересов становит­ся момент выхода из магазина: вдруг, перевернув карточку, играющий читает, что его покупка поставила кого-то из близких в ситуацию большого затруднения или нанесла ущерб родному человеку - как теперь поступить? Интере­сы личные и интересы другого столкнулись в противоре­чии. После данных пяти решений-шагов игре можно да­вать название.

Шестой шаг. Обозначается название игры. Оно должно быть простым, легким, совсем не пугающим сложностью своей, но никак не раскрывающим сути иг­ры. Скажем, игра «Времена года» далека от предположе­ния, что речь пойдет о проблемах семейных взаимоот­ношений, а игра «Садовник» вовсе не сообщает заранее, что содержанием игры станут этические формы речевого взаимодействия.

Последним шагом станет разработка мизансцены игры и отбор игрового реквизита, который, как мы сказа­ли, очень скуп и минимален. Хорошо, если педагог на листе бумаги начертит схематическую картинку распо­ложения всех присутствующих и играющих и тем самым мысленно ещё раз проиграет игровой замысел.

Однако надо предупредить, что созданная в педаго­гическом воображении игра ещё не родилась оконча­тельно. Она проходит несколько раз практическую про­верку. В процессе игры дети разных групп вносят свои оригинальные детали, да и сам педагог, наблюдая за хо- J дом игры, обнаруживает новые сильные стороны игрового действия, которые следует усилить, а также то, что должно быть изъято из игры согласно принципу «необходимости и достаточности».

Игра должна со временем принять изящные формы, чтобы радовать всех своей красотой.

Игровые методики - педагогическое средство. Они не проводятся во имя дурного развлечения и заполнения пустого времени. Их использование всегда содействует цели воспитания детей. Поэтому проведение игры имеет педагогический замысел, а замысел сопровождается предвидением воспитательного результата.

Существующая программа воспитания школьника, производящая разбиение единой воспитательной цели на ряд воспитательных задач по возрастным ступеням, слу­жит основанием соответствующего распределения огром­ного количества игровых методик по данным возрастным ступеням.

Бесспорно, такое распределение очень условно, вы­звано, скорее, желанием некоего порядка и оптимально­сти педагогической работы, чем сущностными характе­ристиками самих игр. Игра настолько многозначна, многоаспектна, что меняющиеся ракурсы её трактовки позволяют одну и ту же игровую форму использовать во всех возрастных группах. Важно только, чтобы педагог отдавал себе профессиональный отчет в назначении иг­ры, в постановке той жизненной проблемы, которая скрыта в игре и которую педагогу следует выявить, предъявить, обозначить, чтобы найти общее решение.

Продукт игры - проживаемое детьми в течение игры ценностное отношение. Это выявленное отношение и становится исходным для отбора игровой методики или для создания новой оригинальной игры.

Основываясь на Программе воспитания, учитывая ключевую наивысшую ценность как основной объект духовного осмысления детьми в какой-то возрастной пе­риод (младшеклассник, младший подросток, старший подросток, ранняя юность), классный руководитель проводит сознательный отбор некоторого числа игровых ме­тодик, которые он планирует провести с группой детей в этот возрастной период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: