Игра «Кому лучше?» носит философический характер и целью своей имеет направить сознание школьника на сущностные функции человека, отличающие его принципиально от животного. Предметом внимания в игре становится способность человека быть «hoтo faber» созидателем, «человеком делающим».
Фабула игры чрезвычайно проста. К столу, на котором лежат двумя стопами карточки, подходят поочередно школьники и, присаживаясь на стул, берут попарно и одновременно по одной карточке с разных краев стола, читают содержимое. На карточках одного набора написана фраза, отражающая способность человека быть «hoтo faber», то есть, отражающая какую-то творческую работу человека. На другой карточке, из другого набора, написана фраза, отражающая способность, биологически заданную человеку, быть «hoтo usuris», обладателем чего-либо, реализующим свою жизненно необходимую функцию есть, пить, отдыхать.
По прочтении текста школьники, выступающие в данный момент как партнеры, принимают решение, кому из двух «лучше»: тому, кто что-либо делает, либо тому, кто что-то потребляет. И согласно принятому решению, либо идут вместе, составляя одну группу (место указывает ведущий), либо расходятся каждый в свою сторону. Таким образом, все участники, в итоге, разбиваются на две группы, располагаясь по ту сторону, где произведен выбор в пользу «hoтo faber», либо по другую сторону, где сделан выбор в пользу «hoтo usuris».
|
|
Но идея игры неизвестна играющим. Производя выбор, они некоторое время остаются в неведении относитeльнo принципа сопоставления. Только когда выбор сделан, ведущий сообщает об их игровом предпочтении. Здесь речь идет именно о предпочтении, потому что и функция «hoтo faber», и функция «hoтo usuris» свойственны человеку. Но первая принципиально отличает человека от животного, в то время как вторая является общей, свойственной всему живому на земле.
Очень важно, чтобы ни в финале игры, ни в ходе её не звучали нравоучения ведущего, осуждающего или одобряющего производимый выбор. Признания заслуживает и то, и другое. Однако осмыслить себя в произведенном выборе необходимо, ибо приоритет одного них сказывается на характере жизни, ее содержании ценностях.
Не исключено, что представители сформировавшихся групп поведут диалог друг с другом: почему в одной группе нас оказалось больше? Почему мы все-таки вы брали ситуацию, требующую усилия? Какой выбор чаще всего проводится в житейской практике нами?..
Приведем примеры возможных текстов как игрового материала:
- Я пью чай с пирожным. Я завариваю чай для своих друзей.
- Я еду на велосипеде. Я конструирую новую модель велосипеда.
- Я рассматриваю репродукции. Я рисую портрет своей мамы.
- Я слушаю звуки рояля. Я играю на рояле.
- Я смотрю очередной телесериал. Я играю в школьном спектакле.
- Я покупаю розы. Я копаю землю, чтобы выращивать розы.