В игре развивается философическое мышление школьников благодаря тому, что им приходится осмысливать сформулированное философом противоречиво суждение, скрывающее в своем содержании несовместимость утверждаемых положений. Развивается способность к многомерному подходу к явлениям жизни. Открывается значимость точки зрения другого человека; как бы оно ни казалось странным или нелепым, или же глупым.
Организуется игра «Парадоксы жизни» легко и просто. Детям предлагается некоторое суждение, содержащее в себе противоречие. Разумеется, называется имя автора данного суждения афоризма. В течение очень короткого времени протекает первоначальное осмысление необычного изречения. Каждый высказывает свое понимание услышанного. Затем ведущий просит в определенной игровой ситуации реально выявить высказанное понимание словами, жестами, действием либо поступком.
СОЛЬ игры состоит в том, чтобы обнаружить в самой жизни противоречия, чтобы за словами представить собственную жизнь, насыщенную противоречиями.
|
|
Как правило, реальное поведение оказывается не под силу подросткам в ранней юности. И тогда ведущий еще раз просит вернуться парадоксу и переосмыслить его заново, отыскивая причину поведенческого затруднения.
Завершается групповая работа тем, что участники игры сообщают о принятии либо отрицании анализируемого изречения. Разумеется, ведущий рекомендует для тех, кто отвергает парадокс, не ставить точки и проверить наблюдениями за жизнью основания для парадоксального суждения. Приведем примеры возможных для игры суждений.
Б. Шоу: «Разговаривать с прачкой, как с королевой, а с королевой, как с прачкой» (на материале портретов, условно обозначенных «королева» «прачка».
Стендаль: «Извинить бога может только то, что он не существует (на ситуации «Мне показалось», за которую никто не несет ответственности).
Лихтенберг: «Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают» (на материале ролевых ситуаций, «Мне некогда, поэтому я...»).
Цицерон: «Право, я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми» (ролевая игра «Я думаю так, как мне приказали»).