Организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав: построение организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом; создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.); организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
Выделяют следующие принципы организации подразделений маркетинга: функциональная организация, географическая организация, продуктовая организация, рыночная организация и различные комбинации причисленных принципов.
Функциональная организация – организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организованно исходя из функции маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.). В подразделении маркетинга может быть подразделение (специалист) по сбыту, оценивающее эффективность существующих каналов сбыта и вырабатывающее рекомендации по совершенствованию товаровыводящей сети. При этом практическим сбытом занимаются в отделе сбыта. Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако её эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширение числа рынков сбыта. Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо, отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определённых рынках. Важными задачами функциональных маркетинговых служб являются обеспечение ориентации всей деятельности организации на использование принципов маркетинга, координация работы всех подразделений и служб организации в данном направлении.
|
|
Рис. 4.1 Линейно-функциональная структура управления маркетинговой деятельностью предприятия по функциям маркетинга
Подобную структуру имеют маркетинговые службы небольших предприятий, работающих с узким товарным ассортиментом на небольшом числе национальных рынков, отличающихся определенной однородностью, стабильностью и относительно незначительной величиной емкости.
Географическая организация - организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. Иногда данная структура управления маркетингом носит название «региональная или территориальная организация маркетинга».
|
|
Организация маркетинговых служб по региону характерна для предприятий по немногочисленным, неоднородным, с четко очерченными границами рынкам.
Регион А Регион С Сектор 1 Сектор 1 Сектор 1
Регион Б Регион Д Сектор 2 Сектор 2 Сектор 2
Регион В Регион Е Сектор 3 Сектор 3 Сектор 3
Рис. 4.2 Линейно-функциональная структура управления маркетинговой деятельностью предприятия по регионам
Такая структура позволяет добиваться успехов в проведении комплексной и дифференцированной рыночной политики, обеспечивать тесную зависимость процессов разработки новых товаров от требований конечных потребителей конкретных рынков, координировать всю рыночную стратегию предприятия. Региональная структура дает преимущества предприятиям, осуществляющим широкую сбытовую деятельность за рубежом.
Продуктовая (товарная) организация – организационная структура управлениям маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегии и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга. Используется организациями, выпускающими многономенклатурную продукцию, сильно отличающуюся друг от друга.
Преимущества данного типа оргструктуры управления заключается в следующем:
- управляющий, занимающийся определенным продуктом, имеет возможность координировать различные работы по всему комплексу маркетинга для данного продукта;
- управляющий может быстро реагировать на требования рынка;
- в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта – как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей;
- легче выявлять способных сотрудников, т.к. они привлекаются к участию во всех сферах оперативной маркетинговой деятельности.
Однако данному типу оргструктуры, особенно когда на предприятии параллельно существуют и функциональные маркетинговые службы, присущи и определенные недостатки:
- управляющий, ответственный за определенный продукт, не наделен полномочиями, которые полностью соответствовали бы его деятельности;
- продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Первоначально управляющие назначаются для основных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат сотрудников;
- у сотрудников продуктовых подразделений могут существовать двойные линии подчинения: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.
Организация маркетинговых служб по продукту получила большое распространение в практике зарубежных фирм и является основой формирования организации по товарно-отраслевому признаку — видам выпускаемых товаров и предоставляемых услуг.
Рис. 4.3 Линейно-функциональная структура управления маркетинговой деятельностью предприятия по продукции (товарно-отраслевая)
Такую структуру имеют маркетинговые службы фирм, выпускающих многоассортиментную продукцию с различной технологией производства и специализирующихся на небольшом числе сбытовых рынков относительно однородного характера. Это позволяет фирмам лучше приспосабливаться к рыночным требованиям по каждому отдельному товару или однородной группе товаров.
Рыночная организация (по группам потребителей) – организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках. Применяется, когда организация выпускает однородную продукцию, предназначенную для рынков различного типа. Главным ее достоинством является концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобной структуры подобны недостаткам продуктовой организации маркетинга.
|
|
В зависимости от того смысла, который вкладывается в понятие «рынок», в оргструктуре могут быть выделены подразделения, ориентированные на конкретных потребителей. Возможно выделение рынков по отраслевой принадлежности. В таких рыночных подразделениях осуществляется все необходимые функции маркетинга.
Чаще применяют комбинации указанных принципов организации, а именно: функционально-продуктовая (товарная), функционально-рыночная, продуктово-рыночная и функционально-продуктово-рыночная структуры управления маркетингом.
Функционально - продуктовая (товарная) организация - организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Он также формулирует для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение, которое возможно на принципах внутреннего хозрасчета.
Функционально- рыночная организация – организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Они также формулируют для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинговой деятельности на определенных рынках и контролируют их выполнение. Данная оргструктура функционирует на тех же принципах, что и функционально – продуктовая оргструктура управления.
|
|
Продуктово – рыночная организация реализуется, как правило, в матричной форме, когда имеются как управляющие отдельными продуктами, так и управляющие отдельными рынками. Продуктовые управляющие планируют объем продаж и прибыль для своих продуктов, контактируют при этом с управляющими отдельными рынками с целью определения возможного объема продаж. Управляющие отдельными рынками в свою очередь отвечают за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных продуктов организации. Применяется организациями, выпускающими различные продукты, реализуемые на многих, сильно отличающихся рынках. Достоинством данной организации маркетинга является то, что управленческое внимание уделяется каждому продукту и рынку. Однако данная организация управления маркетингом увеличивает управленческие затраты, не обладает достаточной организационной гибкостью и порождает конфликты.
Функционально – продуктово – рыночная организация – организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию планов и задач маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Они так же могут формулировать для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинговой деятельности на определенных рынках и контролируют их выполнение. За разработку, выпуск и сбыт определенных продуктов или группы продуктов отвечают управляющие продуктом. Они также могут формулировать для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролируют их выполнение.
Матричная структура. В практике построения маркетинговых служб встречается, хотя и редко, матричная структура. Она не отличается большой эффективностью.
Матричная структура, предполагая высокую степень специализации отдельных служб, создает предпосылки к конфликтным ситуациям в процессе управления в точках пересечения их компетенции и требует четкого распределения прав и обязанностей между отдельными звеньями управленческой системы.
Такую структуру могут иметь предприятия, работающие по многообразному профилю рынков, отличающиеся высокой степенью централизации и контроля за оперативной деятельностью в общей системе управления. На практике для таких предприятий более эффективны и целесообразны разбивка управляющего аппарата на автономные подразделения и построение управленческих служб по типу холдинговых компаний, что дает возможность избежать чрезмерного усложнения системы управления предприятием.
Рис 4.4. Линейно-функциональная матричная структура управления маркетинговой деятельностью предприятия (по региону А)
ТЕМА 2 РЫНОК. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1. Понятие, виды, элементы рынка и классификация рынка.
Рынок - совокупность существующих или потенциальных покупателей товара; это система экономических отношений купли-продажи товаров в рамках которых формируется спрос, предложение и цена товара.
Рынок – физическая или виртуальная совокупность активных и потенциальных субъектов маркетинга, имеющих отношения (взаимодействия, влияние на взаимодействие) по поводу эквивалентного обмена выгодами (ценностями, товарами) в условиях воздействия факторов внешней среды и свободного выбора возможных альтернатив (как субъектов, так и выгод).
Очень важно подчеркнуть субъективный характер процесса установления эквивалентности. В рыночной экономике эквивалентность устанавливается в форме взаимного согласия продавца и покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. Такой «идеал» на практике достигается далеко не всегда. Тем не менее, если соблюдается условие добровольности и альтернативности обмена, то мотивационные силы его участников оказывают давление, смещающее общие результаты обмена к точке» справедливости», при которой усилия, затраченные на создание ценности (товара), находят оценку в виде адекватного вознаграждения. Точка «справедливости» - это такое состояние, при котором все субъекты маркетинга полностью удовлетворены. Однако такое состояние никогда не достигается. Чем большей рыночной силой обладают те или иные субъекты, тем более точка «справедливости» расплывается в «пятно справедливости», при котором часть субъектов маркетинга оказывается не полностью удовлетворенными
Типы рынков
Рис. 4.5. Типы клиентурных рынков
Конкуренция - непременный атрибут рынка, она возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его осуществления и развития. Как правило, под конкуренцией понимают соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1) размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;
2) темпы роста рынка;
3) мощности – излишние мощности приводят к падению цен;
4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы;
5) цена;
6) уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
7) мобильные технологические модули;
8) требования к размерам необходимых капитальных вложений – жесткие требования создают дополнительные барьеры входа – выхода;
9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
10) экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
11) быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.
Конкуренция определяется типом рынка. Выделяют следующие типы конкурентных рынков:
1. Рынок чистой конкуренции – определяется наличием большого числа покупателей, приобретающих какой-нибудь примерно одинаковый товар у большого числа продавцов. В этом случае роль маркетинга в обеспечении эффективной предпринимательской деятельности фирмы минимальна.
2. Рынок монополистической конкуренции – если фирма осуществляет свою деятельность при наличии монополистической конкуренции, т.е. когда покупатели выбирают наиболее приемлемый для них вариант предлагаемых товаров, то в этом случае каждая фирма должна иметь свою стратегию маркетинга, реализация которой наиболее полно учитывает потребности конкретных покупателей.
3. Олигополистический рынок – в этом случае покупатели еще более чувствительны к стратегии маркетинга фирмы, так как покупатели могут приобретать нужные им товары у незначительного числа фирм.
4. Рынок чистой монополии – на рынке только одна фирма реализует данный товар. Такая фирма способна разработать и реализовать стратегию маркетинга, не позволяющую выходить на контролируемый рынок другим фирмам.
Таблица 4.1
Характеристика различных форм рынков
Параметры (признаки рынка) | Формы рынков | |||
совершенная, или чистая конкуренция | монополисти- ческая конкуренция | олигополия | монополия | |
1. Количество производителей (продавцов) | Много | Много, но товар каждого из них имеет существенные отличия | Мало (2 – 8) | Один |
Продолжение табл.4.1
2. Количество покупателей | Много | То же | Два и более | Один или несколько |
3. Сила конкуренции | Очень сильная | Сильная | Слабая | Отсутствует |
4. Доли на рынке | Малые | Малые | Большие | Весь рынок |
5. Доступ к рынку | Открыт | Затруднен | Затруднен | Блокирован |
6. Объем продаж | Определяется конкуренто- способностью и спросом на товар | Определяется конкуренто- способностью, спросом и сговором участников | Определяется спросом, кон курентоспособ ностью и сговором участников | Определяется спросом |
7. Политика ценообразова-ния | На основе за кона спроса и предложения | На основе спроса и кон- курентоспо- собности | Определяется спросом и конкуренто- способностью | Определяется производите- лем (продав-цом) |
8. Роль качества и конкуренции | Очень высокая | Очень высокая | Высокая | Определяется ситуацией |
9. Роль рекла мы в продвиж ении товара | Высокая | Высокая | Очень высокая | Определяется ситуацией |
10. Норма при- были произво- дителя (ориен- тировочно) | Незначитель- ная | 2 – 8% | 8 – 20% | Более 20% |
11. Эффектив- ность использо вания ресурсов | Очень высокая | Высокая | Средняя | Низкая |
Согласно концепции маркетинга, успеха добьется та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Поэтому маркетологу недостаточно просто адаптировать свои товары к нуждам целевого рынка. Он должен добиться стратегического преимущества, позиционируя свои товары и услуги так, чтобы потребителям они казались более привлекательными, чем предложения конкурентов.
Для каждого рынка товара или услуги должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты.
Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций.
Рассмотрим концепцию, предлагаемую Голубковым Е.П., где рассматриваются компании в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе. Они могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.
Рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг.
Рыночный претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для того чтобы бороться, организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.).
Рыночный последователь – организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Однако это не говорит о том, что рыночный последователь должен проводить пассивную политику. Он может выбирать и стратегию расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного противодействия со стороны конкурентов.
Организации, действующие в рыночной нише - обслуживают маленькие сегменты, которые другие организации-конкуренты или не заметили или не приняли в расчет. Рыночная ниша – это, по сути дела, сегмент в сегменте. Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня удовлетворения специфических потребностей ограниченного круга клиентов по повышенным ценам. Чтобы снизить риск от деятельности в одной нише, стараются найти несколько ниш.
Можно наблюдать одновременно разные типы конкуренции:
—не ограничивающие возможности предприятий, эта группа имеет наибольшее распространение;
—ограничивающая возможности, эта группа также широко распространена;
—доминирующая, проявляется только в отдельных направлениях бизнеса;
—подавляющая, ближе к монополии или олигополии, на нашем рынке уже имеется, но в малой доле.
Рассмотрим более подробно все эти типы, характерные как для производственных, так и торговых фирм.
Рис. 4.6.Классификация типов конкуренции
Типовые стратегии фирм в координатах: конкуренции – конкурентное преимущество представлены на рис.4.6.