Функциональные компоненты экономических информационных систем

Содержательную основу ИС составляют ее «функциональные компоненты» – модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации.

Функциональная структура ИС – совокупность функциональных подсистем, комплексов задач и процедур обработки информации, реализующих функции системы управления. В системе управления крупных предприятий – корпораций выделяются самостоятельные подсистемы (контуры) функционального и организационного уровня управления (рис. 5).

Рис. 5. Состав функциональных компонентов ИС

1. Стратегический анализ и управление. Это высший уровень управления, обеспечивает централизацию управления всего предприятия, ориентирован на высшее звено управления. Основные комплексы задач:

– финансовый менеджмент, в том числе финансовое планирование и бюджетирование, составление финансового плана, определение статей затрат и поступлений денежных средств; анализ финансового плана и другие;

– анализ финансовой и хозяйственной деятельности, создание аналитической информации для принятия стратегических и тактических решений, анализ динамики и структуры технико-экономических показателей, подготовка внешней финансовой отчетности и другие;

– маркетинг – анализ рынка товаров, информация о конкурентах, клиентах; моделирование ценовой политики фирмы, организация рекламы, анализ эффективности каналов товародвижения и форм реализации товаров и услуг и другие;

– управление проектами – календарные планы-графики работ, оценка потребности в ресурсах для выполнения плана; учет и анализ хода выполнения планов по исполнителям и структурным подразделениям; контроль сроков выполнения планов и другие;

– управление документооборотом – система управления документами и организации документооборота ИС, контроль исполнительской дисциплины, управление деловыми процессами, групповая работа с электронными документами и другие.

2. Управление персоналом включает комплексы задач:

– организационный менеджмент в части моделирования организационной структуры управления и штатного расписания, определение функциональных (должностных) обязанностей подразделений и отдельных исполнителей;

– создание нормативно-справочной информации для управления предприятием, персоналом (классификаторы и справочная информация по кадрам, графики работ);

– планирование затрат по персоналу, расчет потребности в трудовых ресурсах, расчет фонда оплаты труда, схемы тарифов и должностных окладов, премий, льгот, штрафных санкций;

– набор персонала, в том числе ведение вакансий, профессиональное тестирование, рекрутинг и отбор кандидатов;

– ведение базы данных кадрового состава, формирование приказов, статистический анализ и учет движения кадров и другие;

– табельный учет рабочего времени, учет основной и дополнительной заработной платы, расчет налогов по заработной плате, формирование выходных расчетно-платежных документов и форм статистической отчетности, формирование бухгалтерских проводок для учета зарплаты.

3. Логистика – управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе. Основные комплексы задач логистики:

– управление продажами (сбыт) готовой продукции через оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю;

– управление материальными потоками, включая материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия и управление запасами;

4. Управление производством включает комплексы задач:

– техническая подготовка производства (ТПП), в том числе конструкторская и технологическая подготовка производства, создание нормативно-справочной базы (номенклатура ДСЕ, конструкторский состав изделий, справочники технологического оборудования и оснастки, пооперационно-трудовые нормативы);

– технико-экономическое планирование (ТЭП), обеспечивает ведение нормативно-справочной базы для формирования портфеля заказов, номенклатурного плана производства, сбалансированного по ресурсам; производственной программы структурных подразделений, расчет плановой себестоимости продукции и нормативных затрат;

– учет затрат на производство (контроллинг), обеспечивает управление прямыми и косвенными затратами в производстве, учет выпуска готовой продукции, учет незавершенного производства, расчет фактических затрат на выпуск готовой продукции, формирование сметы сводных затрат на производство по видам продукции, местам возникновения затрат, по периодам учета и т. п.

– оперативное управление производством. Комплекс заданий обеспечивает планирование и учет запуска-выпуска продукции в соответствии с производственной программой, диспетчеризацию материальных потоков для производственного процесса, оперативный учет выпуска готовой продукции и незавершенного производства.

5. Бухгалтерский учет информационно связан с управленческим учетом затрат в производстве, финансовым менеджментом, складским учетом. Бухгалтерский учет хозяйственных операций в финансовой бухгалтерии осуществляется на основе бухгалтерских проводок, формируемых на основании первичных учетных документов. Создание документов и их отражения в бухгалтерском учете разделены во времени и пространстве. Основные участки бухгалтерского учета:

– ведение главной книги (интегрированного учетного регистра бухгалтерских проводок), вспомогательных учетных регистров;

– учет денежных средств (касса, расчетный, валютный счета, расчеты с подотчетными лицами);

– бухгалтерский учет основных средств;

– бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей (материалы, товары, готовая продукция);

– бухгалтерский учет зарплаты;

– бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами (поставщиками и получателями);

– консолидация финансовой бухгалтерии на уровне бизнес-единиц предприятия.

Развитые ERP-системы зарубежного производства имеют устоявшуюся структуру базовых компонентов системы управления предприятием:

1. Бухгалтерский учет и финансы.

– Главная книга, финансовый анализ, бюджет и контроль управления (General Ledger).

– Кредиторы, поставщики и счета к оплате (Accounts Payable).

– Дебиторы, потребители и счета к получению (Accounts Receivable).

– Активы (Fixed Assets).

2. Управление материалами (логистика). О Управление закупками (Purchase Order). О Складской учет (1C).

– Управление продажами (Sales Order, Sales Order Processing Extended).

– Анализ продаж и прогнозирование (Sales Analysis, Sales Forecasting).

3. Производственный менеджмент.

– Конструкторская и технологическая подготовка производства (производственные стандарты– Production Standards).

– Нормативное хозяйство (Recipe Management).

– Оперативное управление производством (Production Control).

– Учет производственных затрат, контроллинг (Process Costing).

– Контроль и управление качеством (Quality Control).

– Спецификация производственных заданий (Process Specification).

4. Обеспечение производства.

– Управление основными фондами (Facilities and Equipment Library).

– Ремонт и техническое обслуживание оборудования (Preventive Maintenance).

– Диспетчеризация производственного процесса, составление план-графиков (Resource Planning and Scheduling).

– Управление производственными заданиями (Work Order Management).

– Повышение квалификации персонала (Labor/Skills Management).

– Бюджетное планирование (Budgeting and Estimating).

– Учет рекламаций (Maintenance Accounting).

5. Управление перевозками, удаленными складами (Transportation Manager).

6. Управление персоналом (Human Resources).

7. Зарплата (Payroll Processing).

8. Моделирование бизнес-процессов (Strategic Application Modeler – SAM).

9. Системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: