Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре РФ»[144].

В вопросах организации и осуществления прокурорского надзора важное место занимает то положение закона (п. «б» части 1. ст. 24 УИК РФ.) соответствии с которым, при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации;

2) прокуроры субъектов Российской Федерации и подчинённые им прокуроры;

3) прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях. Выделение в штатах прокуратуры специальных прокуроров, надзирающих за уголовно-исполнительной системой (специализация) продиктовано необходимостью более тщательного надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний, чем, наряду с другими доводами, подтверждается важность этой сферы государственной деятельности.

В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:

1) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;

2) в местах предварительного заключения под стражу;

3) надзор за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний;

4) надзор за законностью при применении иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Не менее важным является вопрос об определение полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор:

1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;

2) проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы;

3) знакомится с документами на осужденных, оперативными материалами, проводит личный прием осужденных;

4) рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении лицам, их подавшим. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат;

5) проверяет на предмет соответствия законодательству приказы, постановления, распоряжения, издаваемы руководителями исправительных учреждений. Отменяет незаконно наложенные дисциплинарные взыскания.

Формой реагирования прокурора на предупреждение нарушений законности является санкционирование некоторых действий, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:

1) о введении режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);

2) о задержании осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК РФ);

3) о задержании осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ).

4) о содержание осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УИК РФ),

5) об оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и др.

Формой процессуального прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении и принять меры к немедленному устранению нарушений.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение законности является принесение протеста. Протест приносится прокурором в адрес должностных лиц, персонально издавшим несоответствующие закону приказы, распоряжения или постановления. Протест подлежит обязательному рассмотрению не раньше чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостанавливать действие опротестованного документа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: