В соответствии со статьей 66 Конституции Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;
2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;
3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов;
4) организует управление государственной собственностью;
5) вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики;
6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;
7) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики;
8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства;
|
|
9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Как видно, указанный перечень полномочий Правительства Республики не является исчерпывающим, и может дополняться иными законами и актами Президента. Главное, чтобы законы Республики и акты Президента Республики не противоречили Конституции Республики Казахстан.
Правительство Республики возглавляется Премьер-Министром Республики Казахстан. Компетенция Премьер-Министра установлена в Конституции Республики, конституционном законе Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» и в иных нормативных правовых актах.
В соответствии со статьей 67 Конституции Премьер-Министр Республики Казахстан:
1) организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу;
2) подписывает постановления Правительства;
3) докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
4) выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.
Здесь следует обратить внимание на особенность конституционно-правового статуса Премьер-Министра Республики Казахстан.
Особенность статуса Премьер-Министра Республики выражается в том, что являясь главой Правительства, которое возглавляет систему исполнительных органов, при освобождении Премьер-Министра от должности, хотя и прекращаются полномочия всего Правительства, но не прекращаются полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Как известно, местные исполнительные органы, которые возглавляются акимами соответствующих административно-территориальных единиц, входят в единую систему исполнительных органов, которая в свою очередь, возглавляется Правительством Республики Казахстан. Но, тем не менее, полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Конституции Республики хотя и прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики, но не прекращаются при назначении на должность Премьер-Министра либо при освобождении его от должности. Освобождение от должности Премьер-Министра либо принятие его отставки означает прекращение полномочий всех членов Правительства: Премьер-Министра, его заместителей, министров и иных должностных лиц Республики, но не акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики.
|
|
Тем самым, прекращение полномочий высшего звена исполнительной ветви государственной власти Республики Казахстан – Правительства Республики, а также возглавляемого им Премьер-Министра не влечет за собой прекращения полномочий других нижестоящих звеньев исполнительных органов, например, местных исполнительных органов, а также акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики. Поэтому конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан, который не возглавляет ни одну из ветвей государственной власти, таков, что срок его полномочий влияет на срок полномочий одной из ветвей власти - исполнительной ветви власти как на уровне высшего его звена – Правительства Республики, так и на уровне акимов областей, городов республиканского значения и столицы.