Компетенция Конституционного Совета. Конституционное производство

Конституция Республики Казахстан в статье 72 устанавливает компетенцию Конституционного Совета. В соответствии с данной конституционной нормой Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:

1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;

2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления;

3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствии их Конституции;

4) даёт официальное толкование норм Конституции;

5) даёт заключение в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.

Конституционный Совет рассматривает обращения судов в случаях, установленных статьёй 78 Конституции. Данная норма Конституции устанавливает, что суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закреплённые Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закреплённые Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Как видно, в указанной конституционной норме не закреплена компетенция Конституционного Совета по рассмотрению на соответствие Конституции законов, издаваемые Президентом Республики в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 53 Конституции, а также указов Президента Республики, имеющие силу закона, издаваемые Президентом в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции.

Может ли Президент Республики издать закон, либо указ, имеющий силу закона, противоречащие Конституции Республики Казахстан? Да, такие ситуации не исключены. Если в отношении принятых Парламентом законов, а также постановлений Парламента и его Палат Конституционный Совет в порядке предварительного конституционного контроля в случае обращения правомочных субъектов может проверить конституционность таких актов Парламента, то в отношении законодательных актов Президента Конституционный Совет лишен такой возможности. Тогда возникает следующий вопрос: может ли Конституционный Совет путем последующего конституционного контроля рассмотреть обращения судов в порядке статьи 78 Конституции в случае, если суд усмотрит, что подлежащий применению законодательный акт Президента Республики (закон, указ, имеющий силу закона) ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина?

Как нам представляется, если исходить из того, что признание закона или иного акта неконституционным следует рассматривать как одну из форм (санкций) конституционно-правовой ответственности органа или должностного лица за издание таких актов, то Конституционный Совет не может даже в порядке последующего конституционного контроля проверять на предмет соответствия Конституции законодательные акты Президента. Почему? Потому что Конституция Республики Казахстан предусматривает конституционно-правовую ответственность Президента Республики только в одном случае – за государственную измену (п.2 ст.47). Издание Президентом Республики антиконституционного закона либо указа, имеющего силу закона, не подпадает под понятие «государственная измена», и, соответственно, не влечет какой-либо ответственности Президента, в том числе и конституционной. В противном случае, хотя бы и с позиции доктринального подхода, пришлось бы признать за Президентом Республики конституционную ответственность не только за государственную измену, но и за издание антиконституционного закона или указа, имеющего силу закона в форме такой санкции, как признание этих актов Конституционным Советом неконституционными в случае обращения судов в порядке статьи 78 Конституции.

С другой стороны, если признание закона или иного акта не соответствующим Конституции не рассматривать как конституционную санкцию за издание таких актов, то в этом случае признание Конституционным Советом не соответствующими Конституции законодательных актов Президента Республики в порядке обращения судов не будет являться конституционной санкцией в отношении Президента Республики. В таком случае суды в порядке статьи 78 Конституции Республики Казахстан могут обращаться в Конституционный Совет с представлением о признании подлежащих применению законодательных актов Президента Республики неконституционными. Окончательное разъяснение по данному вопросу может быть дано в официальном толковании Конституционным Советом соответствующих норм Конституции Республики Казахстан.

По вопросу обращения судов Республики в Конституционный Совет в порядке статьи 78 Конституции возникает следующий вопрос: что следует понимать под категорией «иной нормативный правовой акт», содержащейся в норме статьи 78 Конституции? Само название данной формулировки указывает на то, что по форме выражения они не являются законами. Закон в широком смысле – это Конституция Республики Казахстан, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, конституционные законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона, кодексы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона. В узком, строго юридическом смысле закон – одна из форм выражения нормативного правового акта, юридическая сила которого имеет строго определённый правовой уровень в иерархии нормативных правовых актов. В этом смысле законы Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» по юридической силе занимают уровень после Конституции Республики Казахстан, законов, вносящих изменения и дополнения в Конституцию, конституционных законов Республики Казахстан (в том числе указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу конституционного закона) и кодексов Республики Казахстан. В данном случае законы Республики Казахстан имеют значение обычных (текущих) законов и по юридической силе равнозначны указам Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона, издаваемых Президентом в порядке пункта 2 статьи 61 Конституции Республики (кроме указов Президента, имеющих силу конституционного закона).

Однако категория «закон», указанная в статье 78 Конституции Республики, на наш взгляд, включает в свое содержание кроме собственно закона указы Президента Республики, имеющие силу закона, кодексы, конституционные законы, а также указы Президента Республики, имеющие силу конституционного закона. Можно ли включить в указанный перечень законы Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, то данный вопрос является предметом толкования Конституционного Совета[164].

Таким образом, под категорией «закон», содержащейся в статье 78 Конституции Республики, на наш взгляд, следует понимать следующие формы актов: конституционные законы, указы Президента Республики, имеющие силу конституционного закона, кодексы, законы, указы Президента Республики, имеющие силу закона.

Категория «иной нормативный правовой акт», содержащаяся в статье 78 Конституции предполагает нормативные правовые акты менее низкого правового уровня, чем законы. Это могут быть нормативные постановления Парламента и его Палат, которые охватываются понятием «законодательный акт». Однако в указанной конституционной норме формулировка «иной нормативный правовой акт», как нам представляется, может включать в свое содержание международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, которые имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

В то же время в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан[165] (далее – ГПК РК) в Главе 28 предусматривается производство по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов. В частности, пункт 1 статьи 283 данного Кодекса устанавливает: «Гражданин или юридическое лицо, на которых распространяется действие нормативного правового акта, считающие, что принятым и опубликованным в предусмотренном законом порядке нормативным правовым актом государственного органа или должностного лица нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, гарантированные Конституцией Республики Казахстан, законами и указами Президента Республики Казахстан, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в отдельной части».
Далее пункт 2 этой статьи закрепляет: «Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании законности нормативных правовых актов, проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Совета Республики Казахстан».

Безусловно, что в данных нормах речь не идет о законах. Тем более что Глава 28 ГПК РК предусматривает возможность оспаривания гражданином или юридическим лицом нормативных правовых актов, противоречащих закону. Тогда возникает вопрос: как соотносятся по форме и юридической силе понятие «иной нормативный правовой акт», содержащееся в статье 78 Конституции, проверка конституционности которого входит в компетенцию Конституционного Совета, и понятие «нормативный правовой акт», законность которого может быть проверена в судах судебной системы Республики в порядке Главы 28 ГПК РК, но проверка законности которого не предусматривается Конституционным Советом? В статье 28 и 29 ГПК РК установлены нормативные правовые акты государственных органов, оспаривание законности которых отнесено к подсудности областных и приравненных к ним судов и к подсудности Верховного Суда Республики Казахстан. Областные и приравненные к ним суды в качестве судов первой инстанции рассматривают гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов министерств, других республиканских исполнительных органов и органов, подчиненных, подотчетных непосредственно Президенту Республики Казахстан. Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Республики Казахстан.

Тогда какого правового уровня под формулировкой «иной нормативный правовой акт» может рассматривать на предмет соответствия Конституции Конституционный Совет в случаях обращения судов в порядке статьи 78 Конституции? Остаются международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, которые по тем или иным причинам не стали объектом рассмотрения Конституционного Совета до их ратификации на предмет соответствия Конституции, и постановления Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса. Кроме того, как нам представляется, применительно к статье 78 Конституции иными нормативными правовыми актами могут быть и нормативные указы Президента Республики Казахстан.

Следует обратить внимание на еще одну особенность компетенции Конституционного Совета. В прерогативу Конституционного Совета не входит проверка конституционности действий государственных органов и должностных лиц или правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан[166]. Иначе говоря, Конституционный Совет не будет рассматривать обращение или жалобу на антиконституционные действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан, даже если обращение будет исходить от субъекта, имеющего право на обращение в Совет.

Конституционное производство осуществляется на основе Конституции, Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан», а также на основе Регламента Конституционного Совета.

Статья 20 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» устанавливает участников конституционного производства. Ими признаются лица и органы, по обращениям которых возбуждено конституционное производство:

1) Президент Республики;

2) Председатель сената Парламента;

3) Председатель Мажилиса Парламента;
4) депутаты Парламента численностью не менее одной пятой от их общего числа;

5)Премьер-Министр;
6) суды Республики;

7) государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.

В случае необходимости участники конституционного производства могут иметь своих представителей в конституционном Совете, полномочия которых оформляются в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Как видно, круг участников конституционного производства ограничен. Само конституционное производство подчиняется всем правилам процессуального производства и осуществляется в процессуальной форме на основе как материальных, так и процессуальных норм конституционного права.

В то же время конституционное производство в Конституционном Совете не осуществляется в порядке гражданского, уголовного, или в какой-либо иной установленной законом форме судопроизводства. Нельзя назвать, как было отмечено выше, конституционное производство в Конституционном Совете и конституционным судопроизводством, хотя и осуществляется такое производство в процессуальной форме. Конституционное производство в Конституционном Совете мы можем назвать конституционным процессом в узком смысле.

В конституционном производстве выделяют следующие стадии:

Первая стадия «Внесение обращения»;

Вторая стадия «Принятие или отказ в принятии обращения»;

Третья стадия «Подготовка материалов для рассмотрения обращения»;

Четвертая стадия «Проведение заседания по рассмотрению обращения»;

Пятая стадия «Принятие итогового решения» [167].

Решения Конституционного Совета принимаются в форме:

1) постановлений, в том числе нормативных постановлений, являющихся составной частью действующего права Республики Казахстан;

2) заключений;

3) посланий.

Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом.

На итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:

1) вносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;

2) преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета.

При не преодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается не принятым и конституционное производство прекращается.

Принятие Конституционным Советом итоговых решений порождает юридические последствия для всех субъектов правоотношений на территории Республики Казахстан. Конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» устанавливает следующие последствия принятия итоговых решений.

Законы и международные договоры Республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо соответственно ратифицированы и введены в действие. Признание законов соответствующими Конституции возобновляет течение сроков их подписания. Признание международных договоров Республики соответствующими Конституции возобновляет процесс их ратификации.

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, и в силу этого неконституционные, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Решение судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином нормативном правовом акте, исполнению не подлежат.
Выборы Президента Республики, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии на соответствующих избирательных участках (административно-территориальных единицах) признаются недействительными. Признание выборов Президента соответствующими Конституции влечет регистрацию избранного Президента Республики.
Выборы депутатов Сената и Мажилиса Парламента, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии в соответствующих административно-территориальных единицах и избирательных округах признаются недействительными. Признание выборов депутатов Сената и Мажилиса Парламента соответствующими Конституции влечет регистрацию избранных депутатов.

Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования (административно-территориальных единицах) признаются недействительными. Признание проведенного референдума соответствующим Конституции влечет возобновление подведения итогов референдума.
Заключение о несоблюдении установленных конституционных процедур перед принятием Парламентом в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 47 Конституции соответственно решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении Президента Республики влечет прекращение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности, об отрешении Президента. Заключение о соблюдении установленных конституционных процедур влечет продолжение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности Президента Республики, об отрешении от должности Президента Республики.

Схемы

Субъекты, обладающие правом на обращение в Конституционный Совет Республики Казахстан в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан Президент Республики Казахстан
Председатель Сената Парламента
Председатель Мажилиса Парламента
не менее одна пятая часть от общего числа депутатов Парламента
Премьер-Министр
Конституционный Совет по обращению указанных субъектов: решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума
рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики
Рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления
рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции
дает официальное толкование норм Конституции;
дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции
Конституционный Совет рассматривает обращения судов в случаях: если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина и в этой связи в соответствии со ст.78 Конституции приостанавливает производство по делу и обращается в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие нормативные правовые акты являются правовой основой деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан?

2. Назовите правомочия Конституционного Совета в соответствие с Конституцией и конституционным законом.

3. Назовите субъектов обращения в Конституционный Совет.

4. По каким вопросам субъекты обращения в Конституционный Совет вправе обращаться в Конституционный Совет?

5. В каких случаях суды обращаются в Конституционный Совет?

6. Назовите порядок формирования Конституционного Совета.

7. Входит ли в прерогативу Конституционного Совета проверка конституционности действий госорганов и должностных лиц или правоприменительной практики, затрагивающая конституционные права, свободы и законные интересы человека и гражданина?

8. Назовите виды решений Конституционного Совета.

9. Какова юридическая сила решений Конституционного Совета?

10. Являются ли нормативные постановления Конституционного Совета источником конституционного права Республики Казахстан, и если да, то почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: