Лидерство – это:
а) влияние сверх того, что определено должностью;
б) способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения планов и намерений в реальность (достижение целей).
Лидер ставит цели совместной деятельности: находит средства для их достижения; побуждает, мотивирует к определенному типу поведения; формирует единые способы восприятия реальности и нормы организационной (групповой) культуры. Лидерство – самый важный и эффективный способ власти в группе. Власть строится или на личностных (харизматических) качествах или на официальной роли (должностных полномочиях) руководителя. Эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника.
Различают три модели эффективного лидерства:
а) личностная (т.е. наличие определенного набора качества у менеджера);
б) поведенческая (т.е. доминирующий стиль руководства определяет степень лидерства);
в) ситуационная модель.
|
|
Ситуационная модель:
1. Ф. Фидлера – выводит зависимость эффективности стиля от сочетания четырех переменных:
а) властных полномочий;
б) характера (сложности) выполняемого задания;
в) типа взаимоотношений с подчиненными (хорошие, плохие);
г) изначальный стиль (как привычная манера поведения) руководителя.
Возможны 8 вариантов сочетаний этих характеристик, влияющих на выбор доминирующего стиля (авторитарный, демократический, либеральный). При этом решающее значение имеет тип взаимоотношений (по «управленческой решетке Блейка-Моутона»: двойные ориентации руководителя: вертикаль – отношения, горизонталь – цели (задачи) организации).
2. Другие авторы (В. Врум, П. Йетон, Р. Хаус, Г. Митчел и др.) предлагают выбирать стиль лидерства (модель поведения менеджера) при принятии управленческого решения в зависимости от 7 факторов:
а) сложности проблемы;
б) качества информации;
в) целевых ориентаций коллектива (исполнителей решения);
г) ожидаемых последствий;
д) степени важности, одобрения и готовности персонала исполнять управленческое решение
и других.
3. Р. Хаус и Г. Митчелл предложили ситуационную модель типа: «путь – цель – лидерство». В ней акцент делается на лидерском умении руководителя распределять вознаграждения в зависимости от ожиданий и результатов деятельности подчиненных (должностной рост; денежные вознаграждения; постановка четких целей и задач; оказание помощи советом, передачей опыта; формирование ожиданий (как форма мотивирования людей с использованием принципа Ле Бефа: «вознаграждаемое поведение повторяется»)).