Управленческие решения: понятия, классификация и требования

Управленческое решение (УР) – акт выработки окончательного суждения. Разработка УР – это сложный многоступенчатый процесс, содержащий стадии (по Г. Саймону):

1) выявление, формулирования и анализ предмета управленческого решения (проблемы);

2) планирование метода принятия управленческого решения (технологии, алгоритма);

3) принятие решения (выбор лучшего варианта);

4) организация исполнения решения (выдача заданий исполнителям, контроль).

В процессе принятия управленческого решения менеджер выполняет 5 ролей:

1) предпринимателя;

2) квалифицированного специалиста;

3) организатора;

4) рационального собственника (распорядителя) ресурсов;

5) руководителя (лидера).

Качество УР определяется степенью достижения поставленной цели или вкладом в общую цель организации. Факторы качества УР:

1) правильная постановка проблемы;

2) качество информации (достоверность, своевременность, релевантность);

3) квалификация и ценностные ориентации руководителя.

Классификация УР:

1) по иерархии: стратегические; оперативные;

2) по сфере и целевой направленности: экономические; производственные; социальные; организационные;

3) по стадиям управления: плановые; координационные; контрольные;

4) по степени определенности: рациональные; логические; интуитивные;5) по стилю руководства: единоличные; единолично-кунсультационные; коллективные;

6) по структурированности проблемы: типовые и оригинальные;

7) по важности и срочности: приоритетные и неприоритетные.

Требования к УР:

1. Своевременность (обеспечивается хорошей организацией функции контроля).

2. Эффективность (достижение целей с минимальными затратами ресурсов – материальных, денежных, человеческих (труда)).

3. Технология принятия УР должна соответствовать культуре организации, проблеме, учитывать цели и последствия, не вызывать социальных конфликтов, обеспечивать сохранение руководителем статуса лидера, использовать современный инструментарий оценки вариантов (т.е. модели) УР.

4. Технология принятия УР должна соответствовать доминирующей в организации системе управления и учитывать:

а) стратегический аспект (управление по целям);

б) сложившуюся текущую ситуацию (управление по отклонениям).

Первый шаг в варианте «а» - постановка цели; в варианте «б» - формирование проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: