Управленческое решение (УР) – акт выработки окончательного суждения. Разработка УР – это сложный многоступенчатый процесс, содержащий стадии (по Г. Саймону):
1) выявление, формулирования и анализ предмета управленческого решения (проблемы);
2) планирование метода принятия управленческого решения (технологии, алгоритма);
3) принятие решения (выбор лучшего варианта);
4) организация исполнения решения (выдача заданий исполнителям, контроль).
В процессе принятия управленческого решения менеджер выполняет 5 ролей:
1) предпринимателя;
2) квалифицированного специалиста;
3) организатора;
4) рационального собственника (распорядителя) ресурсов;
5) руководителя (лидера).
Качество УР определяется степенью достижения поставленной цели или вкладом в общую цель организации. Факторы качества УР:
1) правильная постановка проблемы;
2) качество информации (достоверность, своевременность, релевантность);
3) квалификация и ценностные ориентации руководителя.
Классификация УР:
1) по иерархии: стратегические; оперативные;
|
|
2) по сфере и целевой направленности: экономические; производственные; социальные; организационные;
3) по стадиям управления: плановые; координационные; контрольные;
4) по степени определенности: рациональные; логические; интуитивные;5) по стилю руководства: единоличные; единолично-кунсультационные; коллективные;
6) по структурированности проблемы: типовые и оригинальные;
7) по важности и срочности: приоритетные и неприоритетные.
Требования к УР:
1. Своевременность (обеспечивается хорошей организацией функции контроля).
2. Эффективность (достижение целей с минимальными затратами ресурсов – материальных, денежных, человеческих (труда)).
3. Технология принятия УР должна соответствовать культуре организации, проблеме, учитывать цели и последствия, не вызывать социальных конфликтов, обеспечивать сохранение руководителем статуса лидера, использовать современный инструментарий оценки вариантов (т.е. модели) УР.
4. Технология принятия УР должна соответствовать доминирующей в организации системе управления и учитывать:
а) стратегический аспект (управление по целям);
б) сложившуюся текущую ситуацию (управление по отклонениям).
Первый шаг в варианте «а» - постановка цели; в варианте «б» - формирование проблемы.