Процедуры принятия и реализации управленческого решения – это технология принятия управленческого решения, основанная на принципах, методах и функциях, обеспечивающих достижение цели. Методы принятия управленческого решения зависят от:
а) сложности проблемы и ее новизны;
б) требований к качеству решения;
в) качества информации;
г) степени важности, одобрения и потенциальной готовности персонала исполнять это решение;
д) срочности
и др.
Технология (процедура) принятия управленческого решения зависит от того, в какой системе управления оно принимается:
1. В системе управления по целям (УПЦ).
2. В системе управления по отклонениям.
Алгоритм принятия УР в системе УПЦ:
1) определение цели деятельности;
2) оценка идеальных условий (состояние системы), при которых цель достигается;
3) оценка реального состояния системы;
4) выявление проблемы, ее формулирование;
5) поиск вариантов решения проблемы (альтернатив);
6) сравнение альтернатив (определение степени их соответствия критериям оптимального решения, степени учета ограничений в действиях);
|
|
7) выбор лучшей альтернативы (собственно принятия решения);
8) формулирование и постановка задач исполнителям, инструктаж;
9) контроль за выполнением решения.
Алгоритм принятия управленческого решения в системе УПО:
1) анализ реального состояния управляемой системы (положение дел в организации);
2) сравнение реального и идеального (ранее запланированного) состояния систем;
3) выявление и формулирование проблем;
4) постановка цели и выявление ограничений (критериев);
5) поиск (наработка) альтернатив;
6) выбор лучшего варианта (по критерию, ограничениям);
7) формулирование и постановка задач исполнителям;
8) контроль.
(Этот алгоритм предложен Г. Саймоном, «Рациональный подход к принятию управленческого решения»).
Критерии выбора альтернатив:
1) степень приближения к цели;
2) требуемые затраты;
3) прилагаемые усилия;
4) время;
5) риск.
Выбор технологии принятия решений зависит от ситуации и ее оценки лицом, принимающим решение. Решение может приниматься:
а) единолично;
б) единолично-консультативно;
в) коллективно.
Один из методов принятия УР – мозговой штурм. Применяемся при сложных ситуациях (проблемах), требующих новых идей и путей решения. Документальное оформление заданий исполнителям включает в себя: издание приказа (распоряжения); инструктаж; методическое обеспечение и др.