Тема 9. Основы прикладной социологии

Вопросы: 1. Цель прикладной социологии и ее общественная значимость

2. Общая характеристика конкретных социологических исследований (КСИ). Подготовительный этап

3. Сбор социологической информации, ее анализ и использование

Цель прикладной социологии и ее общественная значимость

Прикладная социология – это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития. Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундамен­тальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формали­зованных процедур. Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в до­революционной России, в особенности, в начале 20-х годов XX в. Три после­дующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванного за­претом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 60-х годов, когда и возродилась «советская школа» со­циологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт запад­ных (чаще американских) социологических школ.

Главная причина обращения к социологическим исследованиям – это по­требность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологиче­ские исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тен­денции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются панацеей от всех бед – они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение во­проса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.

Общая характеристика конкретных социологических исследований (КСИ).

Подготовительный этап

Конкретное социологическое исследование (КСИ) – это система теорети­ческих и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о соци­альном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и приклад­ных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязан­ных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам ис­следования, формулирование выводов и рекомендаций.

Различают три основных вида социологического исследования: разведы­вательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное – наиболее простой вид, решающий ограниченные за­дачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощен­ную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получе­ния дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.

Описательное исследование – более сложный вид, предполагающий полу­чение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом яв­лении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование – самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует зна­чительного времени и тщательно обработанной программы.

По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и по­вторное (несколько исследований того же объекта через определенные проме­жутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследова­ние может быть широкомасштабным или локальным. Преимущественно это со­циальная работа на заказ.

Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Программа – это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследо­вания. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Ее считают также всесторонним теоретиче­ским обоснованием методологических подходов и методических приемов изу­чения социальных фактов.

Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, опре­деление объекта и предмета исследования, логический анализ основных поня­тий, формулировку гипотез и задач; вторая – определение обследуемой сово­купности, характеристику используемых методов сбора первичной социологи­ческой информации, логическую структуру инструментария для сбора этой ин­формации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Краткий комментарий к структурным элементам программы КСИ.

1. Социальная проблема – это созданная самой жизнью противоречивая ситуа­ция. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распростра­ненности, времени действия противоречия и его глубине.

2. Цель исследования показывает, чего хочет добиться социолог в ходе исследования. Цель всегда должна быть ориентирована на результат, чтобы через ее реализа­цию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

3. Объект КСИ – это социальный факт, т.е. любое социальное явление или про­цесс. Предмет КСИ – стороны или свойства объекта, наиболее полно выра­жающие проблему.

4. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

5. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим соци­альный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

6. Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами.

7. Генеральная совокупность (N) – это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность (n) - микромо­дель генеральной совокупности. Ее составляют респонденты, отобранные для обследования с помощью того или иного метода выборки. Отбор респонден­тов осуществляется по социальным формулам, с помощью таблицы случай­ных чисел, методами механической, серийной, гнездовой, стихийной выборки, методами «снежного кома» и основного массива. Наиболее точен метод квотной выборки.

8. В программе обосновывается необходимость использования конкретных ме­тодов сбора социологической информации (анкетирование, интервьюирова­ние, анализ документов, наблюдение и др.).

9. Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также порядок расположения вопросов.

10. Логические схемы обработки собранной информации показывают предпо­лагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных.

Сбор социологической информации, ее анализ и использование

Второй этап исследования называют «полевым этапом», так как зона практических действий социологов – это поле, с которого собирается урожай в виде надежной и представительной информации. В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экс­пертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них – опрос, с его помощью собирается 90% со­циологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют меди­ки, юристы, журналисты, педагоги и др. Он имеет в социологии давние тради­ции. Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений. Существуют две разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различ­ных областей социальной практики; а несовершенство - в возможности искаже­ния информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид оп­роса – анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Груп­повое предполагает присутствие социолога и группы в 15-20 человек, обеспе­чивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкети­рование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществ­ляется по ходу возврата анкет.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных харак­теристик объекта. Композиционно – это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения ан­кеты; 2) завязку – психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок про­стых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть – блок главных вопросов, отвечающих цели исследова­ния; 4) паспортичку – социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респон­дента.

Классификация по форме – это деление на: а) открытые вопросы, рассчи­танные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных со­циологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою оче­редь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного ва­рианта) и не альтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяю­щие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на со­держание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала ак­тивно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и на­учно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Краткий комментарий к данному этапу исследования:

1. Обработка информации осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат – социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.

2. Обобщение информации идет путем группировки ответивших на вопросы и через ряды распределений (в том числе с помощью таблиц).

3. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обра­ботки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма со­циологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего.

4. Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к от­чету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.

5. Использование результатов социологического исследования зависит от акту­альности изучаемой социальной проблемы, анализа достоверности собранной информации и заинтересованности в ней общества.


Контрольные вопросы для самотестирования

1. Социология – наука об обществе:

· предмет социологии, ее взаимоотношения с другими науками;

· структура и функции социологии.

2. Рождение и эволюция социологии:

· позитивизм и неопозитивизм;

· гуманитаризм и его теории;

· специфика эволюции отечественной социологии.

3. Предмет и содержание мегасоциологии:

· подходы к определению понятия «общество»;

· основные вопросы исследования общества как системы;

· социальная структура общества

1. Определение социологии, ее объект и предмет.

2. Социология в системе научного знания.

3. Три подхода к структуре социологии.

4. Общественная значимость социологии и ее функции.

5. Рождение социологии и ее развитие в XIX веке.

6. Эволюция социологии с конца XIX и на протяжении XX веков.

7. Позитивизм: сущность, методы, основные направления.

8. Основные характеристики гуманитаризма.

9. Формирование социологической мысли в России.

10. Становление отечественной социологии как науки и ее развитие в разные исторические периоды (вторая половина XIX - конец XX вв.).

11. Исследователи прошлого и современности о содержании понятия
«общество».

12. Проблемы общества в мегасоциологии.

13. Структурные элементы общества как социальной системы.

14. Содержание понятия «социальная стратификация».

15. Основные аспекты теории социальной стратификации.

16. Стратификационные системы закрытого типа (кастовая, сословная).

17. Классовая стратификация, ее модели.

18. Стратификация современных обществ.

19. Личность как объект изучения социологии.

20. Социологические теории личности.

21. Этносоциология: предмет и содержание.

22. Молодежь как особая социальная группа общества.

23. Социологические теории молодежи.

24. Определение этноса и его типы. Жизненный цикл этноса.

25. Конкретные социологические исследования: история, назначение, возможности.

26. Подготовительный этап социологического исследования. Программа КСИ.

24. Сбор социологической информации и его основные методы. Опрос. Анке­тирование. Анкета.

25. Статистическая, теоретическая и аналитическая обработка социологической информации.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература по социологии:

1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер; Пер. с англ. С.А.Ерофеева. Казань: Изд-во КГУ, 2004.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред и предисл. П.С.Гуревича. М.: Изд.группа «Прогресс», 1993.

3. Беляев В.А. Социология: Общая теория. Курс лекций для студ. заочн. отд-я. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 1998.

4. Волков Ю. Г.Социология: Учебник для вузов/ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. - М.: Гардарики, 2002.

5. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

6. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

7. Маршак А. Л. Социология: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2002.

8. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.

10. Ритцер Д. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

11. Социология в России: Учеб. пособие для вузов / Г.М.Андреева и др.; Под ред. В.А.Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

12. Социология. Учебное пособие / Под ред. С.А.Ерофеева, Л.Р.Низамовой. – 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.

13. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф.Анурин. СПб.: Питер, 2003.

14. Социология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Исламшиной. Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2004.

15. Филатова О. Г. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

16. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: