1. Подготовьтесь к дискуссий по основным аспектам психического развития (на выбор студента):
♦ познавательные интересы;
♦ сенсорное развитие, сенсорные эталоны;
♦ наглядно–действенное, наглядно–образное и образно–схематическое мышление;
♦ логическое мышление;
♦ речевая деятельность;
♦ познавательные психические процессы дошкольника;
♦ эмоциональные, волевые процессы;
♦ типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов;
♦ притязания дошкольника, его самооценка и самосознание.
2. Используя монографию Г.С. Никифорова «Психология здоровья дошкольника», (2010), заполнить таблицу по теме: «Развитие речи дошкольника».
Компонент речи | 3–4 года | 4–5 лет | 5–6 лет | 6.–7 лет |
Словарь | ||||
Грамматический строй речи | ||||
Связная речь |
3. Подготовьте реферативный обзор на тему:
1) Приемы и способы управления вниманием детей раннего и дошкольного возраста.
2) Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника.
3) Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности
4) Пути формирования творческих способностей дошкольника в процессе конструктивной деятельности.
Литература
Основная: № 2, 5, 6, 7.
Дополнительная: 3, 4, 7, 11, 13, 22, 26, 29, 32, 34.
Занятие 10.
Тема 10: Кризис 7 лет и готовность ребенка к школе
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Какова симптоматика кризиса 7 лет и его психологическая природа?
2. С чем связана трудновоспитуемость ребенка в конце дошкольного детства?
3. Каковы главные психологические новообразования этого периода?
4. Основные критерии психологической готовности дошкольников к школе.
5. Современные стратегии диагностики психологической готовности к школе.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте анализ психолого-педагогического состояния готовности современных дошкольников к обучению к школе (в анализ включите результаты научно-практических исследований за последние 5 лет, описанные в журналах «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Начальная школа до и плюс» и др., а также результаты мониторинговых исследований Департамента Смоленской области по образованию).
2. Изучите статью Е.Е. Сапоговой «Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет», используя хрестоматию «Психология дошкольника» под редакцией Г.А. Урунтаевой (2010).
3.Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Когда начинать подготовку детей к школе?», используя современные работы К.Н. Поливановой, Н.И. Гуткиной и др.
Литература
Основная: 2, 4, 5. 6, 7.
Дополнительная: 2, 3, 6, 8, 12, 16, 17, 19, 27.