На деятельность в воздушном пространстве распространяются общие принципы международного права. Особое значение имеют принципы нерушимости границ, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела государств, принципы суверенного равенства государств и соблюдения своих международных обязательств. К специальным принципам международного воздушного права относятся: принцип исключительного и полного суверенитета государств в воздушном пространстве над их сухопутной и водной территорией, принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Принцип исключительного и полного суверенитета государств в воздушном пространстве над их сухопутной и водной территорией был впервые закреплен в Парижской кон-1919 г. и получил впоследствии всеобщее признание
(он закреплен в ст. 1 Чикагской конвенции и в национальном законодательстве государств (ст. 2 Воздушного кодекса
Республики Беларусь от 16 мая 2006 г.)). До этого существовало значительное число концепций, отрицавших или ограничивавших суверенитет государств в воздушном пространстве
над их территорией: теория абсолютной свободы воздуха; теория территориального воздушного пространства (государство
обладает правами только на «низкое» (вплотную прилежащее
к земле) воздушное пространство; идея о договорном характере суверенитета на воздушное пространство, теория мирного
пролета через воздушное пространство иностранных гражданских воздушных судов Данный принцип означает право каждого государства самостоятельно определять правовой режим пользования воздушным пространством, расположенным над его сухопутной и водной территорией, включая территориальные воды (ст.2Чикагской конвенции).
В федеративном государстве суверенитетом над воздушным пространством обладает федерация как
таковая, а не субъекты федерации по отдельности. Нельзя говорить о собственности в отношении воздушного пространства.
Как было установлено в 1953 г. судом г. Эшквер (Канада),
рассматривавшем иск собственника земли, расположенной вблизи аэропорта, о прекращении полетов в воздушном пространстве над его участком, права собственника распространяются
на воздушное пространство на высоту построек и иного имущества, имеющего связь с землей Несмотря на существование принципа полного и исключительного суверенитета над своим воздушным пространством, государства обязаны соблюдать нормы международного права. Так, они должны предоставить авиапредприятиям других стран возможность пользоваться своим воздушным пространством в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, осуществлять эффективный контроль за управлением воздушным движением, обеспечивать безопасность всех воздушных судов, находящихся в его воздушном пространстве. Запрещается наносить своими действиями ущерб законным правам и
интересам других стран. К таким действиям, в частности, от
носятся: вредоносное для соседних стран использование авиационной техники, распыление вредных веществ, способных перемещаться вместе с атмосферой, одностороннее закрытие воз
душных трасс и др.
Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве означает, что полеты в данном пространстве регулируются правилами и процедурами, установленными ИКАО, а также принципами международного права, в частности, принципом неприменения силы или угрозы силой. Деятельность в международном воздушном пространстве не должна наносить ущерба правам и законным интересам других стран. Международным воздушным пространством является все пространство, расположенное над территорией вне государственных границ и границ территориальных вод. Принцип свободы полетов распространяется также на полеты над открытым морем, международными проливами, Антарктикой, а также над архипелагами по специально выделенным воздушным коридорам. Не существует права транзитного пролета над международными каналами и права мирного пролета в воздушном пространстве над территориальным морем по аналогии с мирным проходом.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Деятельность, направленная на обеспечение безопасности гражданской авиации, осуществляется в двух направлениях:
1) принятие мер, направленных на обеспечение технико-эксплуатационной надежности воздушных судов, их отдельных элементов, организации работы органов управления воздушным движением, надлежащей подготовленности летного и
наземного состава;
2) разработка и принятие на международном и национальном
уровнях мер, направленных на борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.