Принципы международного воздушного права

На деятельность в воздушном пространстве распространя­ются общие принципы международного права. Особое значение имеют принципы нерушимости границ, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела государств, принципы суверенного равенства государств и соблюдения сво­их международных обязательств. К специальным принципам международного воздушного права относятся: принцип исклю­чительного и полного суверенитета государств в воздушном пространстве над их сухопутной и водной территорией, прин­цип свободы полетов в международном воздушном простран­стве, принцип обеспечения безопасности международной граж­данской авиации.

Принцип исключительного и полного суверенитета госу­дарств в воздушном пространстве над их сухопутной и вод­ной территорией был впервые закреплен в Парижской кон-1919 г. и получил впоследствии всеобщее признание
(он закреплен в ст. 1 Чикагской конвенции и в националь­ном законодательстве государств (ст. 2 Воздушного кодекса
Республики Беларусь от 16 мая 2006 г.)). До этого существо­вало значительное число концепций, отрицавших или ограни­чивавших суверенитет государств в воздушном пространстве
над их территорией: теория абсолютной свободы воздуха; тео­рия территориального воздушного пространства (государство
обладает правами только на «низкое» (вплотную прилежащее
к земле) воздушное пространство; идея о договорном характе­ре суверенитета на воздушное пространство, теория мирного
пролета через воздушное пространство иностранных гражданс­ких воздушных судов Данный принцип означает право каждого государства са­мостоятельно определять правовой режим пользования воз­душным пространством, расположенным над его сухопутной и водной территорией, включая территориальные воды (ст.2Чикагской конвенции).

В федеративном государстве суверенитетом над воздушным пространством обладает федерация как
таковая, а не субъекты федерации по отдельности. Нельзя го­ворить о собственности в отношении воздушного пространства.
Как было установлено в 1953 г. судом г. Эшквер (Канада),
рассматривавшем иск собственника земли, расположенной вбли­зи аэропорта, о прекращении полетов в воздушном простран­стве над его участком, права собственника распространяются
на воздушное пространство на высоту построек и иного имуще­ства, имеющего связь с землей Несмотря на существование принципа полного и исключи­тельного суверенитета над своим воздушным пространством, государства обязаны соблюдать нормы международного пра­ва. Так, они должны предоставить авиапредприятиям других стран возможность пользоваться своим воздушным простран­ством в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, осуществлять эффективный контроль за управлением воздушным движением, обеспечивать безопасность всех воздушных судов, находящихся в его воздушном пространстве. Запреща­ется наносить своими действиями ущерб законным правам и
интересам других стран. К таким действиям, в частности, от­
носятся: вредоносное для соседних стран использование авиационной техники, распыление вредных веществ, способных перемещаться вместе с атмосферой, одностороннее закрытие воз­
душных трасс и др.

Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве означает, что полеты в данном пространстве регулируются правилами и процедурами, установленными ИКАО, а также принципами международного права, в частности, прин­ципом неприменения силы или угрозы силой. Деятельность в международном воздушном пространстве не должна наносить ущерба правам и законным интересам других стран. Между­народным воздушным пространством является все простран­ство, расположенное над территорией вне государственных гра­ниц и границ территориальных вод. Принцип свободы полетов распространяется также на по­леты над открытым морем, международными проливами, Ан­тарктикой, а также над архипелагами по специально выде­ленным воздушным коридорам. Не существует права транзит­ного пролета над международными каналами и права мирного пролета в воздушном пространстве над территориальным мо­рем по аналогии с мирным проходом.

Принцип обеспечения безопасности международной граж­данской авиации. Деятельность, направленная на обеспечение безопасности гражданской авиации, осуществляется в двух направлениях:

1) принятие мер, направленных на обеспечение технико-эксплуатационной надежности воздушных судов, их отдельных элементов, организации работы органов управления воздуш­ным движением, надлежащей подготовленности летного и
наземного состава;

2) разработка и принятие на международном и национальном
уровнях мер, направленных на борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: