Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста-
на 2,3,4 уроках.
Неодинаковая умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольшим её объем приходится на вторник и среду на эти дни в школьное расписание должны включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудность предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине недели.
|
|
Предметы требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в общий день школьного расписания.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.П.Сивкова (1975г), в которой трудность каждого предмета ранжируется таблицей в баллах.
ПРЕДМЕТ | Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных классов) Иностранный язык Физика, химия История Родной язык, литература Естествознание, география Физкультура Труд Черчение Рисование Пение |
Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
Пример 1. Р а с п и с а н и е у р о к о в
Понедельник Вторник Среда
География /6 Литература /7 Иностранный язык /10
Русский язык /11 Русский язык /11 Русский язык /11
Физика /9 Биология /6 География /6
Математика /11 Иностранный язык /10 Математика /11
Физкультура /5 Математика /11 Химия /9
---------------------- Физкультура /5 История /8
42 ------------------------------ ----------------------------
50 55