Наблюдение за общением воспитателя с детьми
- Использует ли воспитатель форму воздействия, которая вызывает у детей протест, негативную реакцию? В чем она выражается?
- Проявляет ли воспитатель неприязнь или отрицательные эмоции? Соблюдает ли принцип равенства и сотрудничества с детьми?
- Фиксирует ли внимание на неудачах ребенка? Какие оценки действиям детей дает? Выражает ли свои симпатии к детям (умеренно или в избыточной форме)?
- Использует ли разные формы поддержки ребенка? Какие чаще: вербальные или невербальные (улыбку, подбадривающее пожатие руки, подмигивание, обнимание за плечи и т.п.).
Сделать приблизительный вывод о психологической атмосфере в группе, об эмоциональном благополучии детей в группе; помогает ли воспитатель ребенку в усвоении опыта общения, взаимоотношений с окружающими людьми? Выполняет ли воспитатель социализирующую роль, заключающуюся в создании условий, способствующих положительному эмоциональному настрою ребенка в группе?
Выделить "трудных", по Вашему мнению; совпадает ли это мнение с мнением воспитателя. В дневнике на протяжении всей практики вести подробные протоколы наблюдения за "трудными" детьми.
|
|
Посещение медицинского кабинета с целью изучения медицинских карт наблюдаемых детей
Дата рождения, возраст детей.
Данные о здоровье ребенка.
Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.
Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях.
Случаи госпитализации, реакция ребенка на них.
Учет психоневролога и других специалистов, поставленный диагноз
Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.?
Как шло развитие?
Основные сведения о семье:
состав семьи (полная, неполная),
по какой причине член семьи выбыл из нее — развод, смерть, служба в армии и т.п.
на какой срок (временно, постоянно)?
Когда (до рождения и т.д.)?
Есть ли братья, сестры?
Их возраст (моложе или старше).
Вопросы можно расширить и дополнить.
· изучить медицинскую карту;
· оценить состояние здоровья (частота заболеваний; наблюдение у специалистов – ЛОР, иммунолог; группа здоровья).
Беседа с воспитателем
В каком возрасте пришел в ДОУ?
Как проходила адаптация? долго ли?
Как складывались взаимоотношения с детьми, воспитателями,
Как зовут твоих родителей? других членов семьи?
Где они работают?
Чем ты занимаешься дома?
Какие у тебя любимые игрушки?
Есть ли у тебя свой уголок игрушек дома?
С кем ты можешь дома играть, гулять?
Кому ты доверяешь свои секреты?
Кто тебя успокаивает, когда тебе плохо?
На кого ты хочешь быть похожим?
|
|
Радуешь ли ты папу, маму?
Часто ли радуешь?
Когда мама и папа бывают, довольны тобой?
Что тебе нравится больше всего в маме, папе, бабушке, дедушке?
С каким праздником папа поздравляет тебя? Маму?
Бывает ли, что ты огорчаешь маму, папу? чем, по-твоему? Почему ты так думаешь?
Часто ли огорчаешь? Наказывают ли тебя? как?
Отметить: с желанием ли отвечает на вопросы, ощущает ли ребенок дискомфорт, желание "закрыться", отстраниться от обсуждения личностных проблем. Отметить душевное внутреннее состояние ребенка во время беседы.