(третья и четвертая цифры в таблице распределения вариантов)
1.Цели воспитания чаще всего выражают совокупность положительных волевых свойств, которые хотят видеть в облике каждой личности. Даны определения некоторых из этих свойств:
а) Умение по собственному почину предпринимать необходимые действия и поступки;
б) Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других.
в) Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.
г) Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
д) Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении.
е) Умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели.
Укажите, к каким свойствам они относятся. При каких условиях эти свойства становятся чертами характера?
2. Воля проявляется не только в активных действиях. Она обеспечивает и тормозную функцию, сдерживание нежелательных проявлений активности. В эксперименте учащимся 7 и 9 классов предлагались ситуации, которые явно провоцировали криминальные поступки. В одной из этих ситуаций в качестве стимула поступило предложение соученика украсть детали в радиомастерской. Несмотря на давление соученика, учащийся отказался принять участие в краже. Испытуемые должны были объяснить, почему этот ученик воздержался от кражи. Оказалось, что 48 % семиклассников и 34 % девятиклассников мотивировали отказ ученика последующими санкциями родителей, учителей, общества; на нормы и правила морали сослались соответственно 28 и 34 %.
|
|
Какие из этих объяснений предположительно свидетельствуют о более развитых волевых действиях? Ответ обоснуйте.
3. Многие в юности составляют правила поведения, намечают цели и пути воспитания своей воли. Некоторые из таких правил, составленные для себя в юности К.Д. Ушинским, приводятся здесь:
а) Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
б) Прямота в словах и поступках...
в) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
г) Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится...
д) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
е) Ни разу не хвастать, ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет...
На воспитание, каких волевых качеств направлены в основном эти правила?
4. В одном из исследований учащимся 7—8 классов задавали вопрос: какого человека называют настойчивым, какого самостоятельным и т.д. Ответы были следующие: настойчивый человек тот, кто «во время спора никогда никому не уступает», «никогда не слушает других, все делает по-своему», «не принимает во внимание советов товарищей»; самостоятельный — «кто живет своим умом, никого не слушая».
В чем состоит ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду испытуемые?