Перечень практических заданий для выполнения домашней котрольной работы

(третья и четвертая цифры в таблице распределения вариантов)

1.Цели воспитания чаще всего выражают совокупность положительных волевых свойств, которые хотят видеть в облике каждой личности. Даны определения некоторых из этих свойств:

а) Умение по собственному почину предпринимать необходимые действия и поступки;

б) Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других.

в) Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

г) Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

д) Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении.

е) Умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели.

Укажите, к каким свойствам они относятся. При каких условиях эти свойства становятся чертами характера?

2. Воля проявляется не только в активных действиях. Она обеспечивает и тормозную функцию, сдерживание нежелательных проявлений активности. В эксперименте учащимся 7 и 9 классов предлагались ситуации, которые явно провоцировали криминальные поступки. В одной из этих ситуаций в качестве стимула поступило предложение соученика украсть детали в радиомастерской. Несмотря на давление соученика, учащийся отказался принять участие в краже. Испытуемые должны были объяснить, почему этот ученик воздержался от кражи. Оказалось, что 48 % семиклассников и 34 % девятиклассников мотивировали отказ ученика последующими санкциями родителей, учителей, общества; на нормы и правила морали сослались соответственно 28 и 34 %.

Какие из этих объяснений предположительно свидетельствуют о более развитых волевых действиях? Ответ обоснуйте.

3. Многие в юности составляют правила поведения, намечают цели и пути воспитания своей воли. Некоторые из таких правил, составленные для себя в юности К.Д. Ушинским, приводятся здесь:

а) Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

б) Прямота в словах и поступках...

в) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

г) Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится...

д) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

е) Ни разу не хвастать, ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет...

На воспитание, каких волевых качеств направлены в основном эти правила?

4. В одном из исследований учащимся 7—8 классов задавали вопрос: какого человека называют настойчивым, какого самостоятельным и т.д. Ответы были следующие: настойчивый человек тот, кто «во время спора никогда никому не уступает», «никогда не слушает других, все делает по-своему», «не принимает во внимание советов товарищей»; самостоятельный — «кто живет своим умом, никого не слушая».

В чем состоит ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду испытуемые?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: