См.: Маркова А. К. Актуальные проблемы педагогической психологии.—Вопр. психологии, 1980, № 10, с. 5—15

УшинскиД К. Д. Человек как предмет воспитания. — Собр. соч. М, 1948. т. 8, с. 23.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Общее знакомство с методами психологии вы получили в курсе общей психологии. Напомним важнейшие моменты и остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной и педагогической психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми.

Классификация методов. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую л?нзнь в процессе деятельности человека, наблюдая его поступки, поведение. И. М. Сеченов писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, н обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой (т. е. о психической деятельности.—М. М., Т. М.) по последним, т. е. по внешним, признакам»'. Таким образом, познаяие психической, деятельности человека достигается главным образом через изучение его действий, поступков, речевого поведения.

В советской психологии выделяется четыре группы методов2.

К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный н комплексный.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп н т. п.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т. п.).

В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, пли «поперечных», срезов. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Одним из исследований такого рода является работа А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мыслительных процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей3.

Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает

' Сеченов И. Л1. Избр. философские и психологические произведения. М., 1947, с. 70.

См.: Ананьев Б. Г. О методах современпоп психологии.—В кн.: Пси-хологические методы. Л., 1976, с. 23—35

' См.' Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

I многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития. Например, французский психолог Р. Заз-зо в течение ряда лет исследовал одни и те же пары однояйце-вых близнецов, что позволило объяснить формирование личностных различий между ними влияниями социальной среды.

В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы. в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения крупных прак-тических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи н зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т. п.).

Вторую, самую обширную группу методов составляют / эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, соцнометрня, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).

Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся 'количественный (статистический) и ' качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: