Пенностн», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и позпикновению нового»'

Суть первой позиции состоит в том, что она все развитие рассматривает как количественное изменение, как увеличение или уменьшение изначально данного свойства. Психическое развито ребенка сторонники этой теории сводят, например, К увеличению его словарного запаса (накопление запаса слов), уменьшению ошибок при развитии речи, увеличению объема памяти, внимания, навыков и т. п.

Диалсктико-матсрналистическая наука под развитием понимает нс только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств.

Сущность развития психики ребенка она видит в постепенных количественных накоплениях, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. Например, овладев отдельными звуками, ребенок в определенный момент начинает произносить слова; на следующем этапе развития появляется новое качество—способность связывать слова в предложение.

Аналогичный процесс количественно-качественных изменении можно наблюдать в различных областях формирующейся психики детей: в мыслительной деятельности, в области чувств, в отношении к окружающему, к самому себе, в действиях я поступках, в сознании в целом.

Следует огметить, что качественные изменения в результате постепенных количественных накоплений не всегда выступают в явном виде. Скачок как качественное изменение может быть растянут во времени. Для глубокого познания закономерностей психического развития, для практики управления процессом формирования личности важно выявить его источники, движущие силы, от которых зависит развитие ребенка. ' Метафизическая концепция развития не выявляет егоисточ-. пиков, считает развитие самопроизвольным, спонтанным процессом, причины которого непознаваемы, а потому автоматически снимается вопрос о возможностях, управления этим процессом. По этой концепции ребенок—это. маленький взрослый человек. Психическое развитие— лишь развертывание данных изначально особенностей. Диалектико-материалистическая теория рассматривает развитие как борьбу противоположностей, борьбу старых, отмирающих форм с новыми, нарождающимися, прогрессивными. Эта теория видит источник развития в самом жизненном процессе. В этом процессе возникают противоречия, в нем же они преодолеваются, снимаются.

Противоречия между старым и новым в психике ребенка проявляются и преодолеваются в ходе воспитания и обучения. Таковы, например, противоречия между новыми потребностями, возникающими в деятельности, в процессе общения с ок-

' Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 317.

Ружагощими людьми, и возможностями их удовлетворения ранее сложившимися формами и способами поведения, противоречия между реализуемыми возможностями и потенциальными возможностями ребенка и др.

На каждом возрастном этапе развития детей имеют место своеобразные формы проявления противоречий. Рассмотрим это положение на примере проявления и развития потребное-ти в общении. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью, при помощи мимики, жестов, отдельных слов, значение которых не всегда ему понятно, но интонационные оттенки которых он воспринимает очень тонко. С возрастом, к концу младенческого периода, средства эмоционального общения с окружающими оказываются недостаточными для удовлетворения его возрастной потребности к более широкому и глубокому общению с людьми и познанию окружающего внешнего мира. Потенциальные возможности также позволяют ему перейти к более содержательному и широкому обвиню.заВозникшее противоречие Между потребностью в новых формах общения и старыми способами их удовлетворения являе1ся движущей силой развития: преодоление, снятие этбЩ противоречия" порождает качественно новую, активную форму общения— ре-ч ь.

" Движущей силой психического развития в младшем школьном возрасте является противоречие между.новыми требованиями, которые выдвигает учитель перед учеником, и старыми способами их удовлетворения, наличным уровнем развития ребенка, его знаниями, умениямиза навыками.заЦтобыудовлетво-рить возникшие новые потребности, выполнить требования-пеза дагога, ученику необходимо овладеть более сложными способами поведения и деятельности. Например, снятие противоречий между требованием хорошо вести себя па уроке, быть дис-циплинированным во время перемены и привычками, сложившимися до школы (импульсивность поведения, выполнение деятельности «по желанию», слабость волевых усилий), приводит к развитию положительных привычек дисциплинированного поведения. Потенциальные возможности ребенка (уста-новка на обязательное выполнение требований учителя, ценность внутренней позиции школьника) также выступают как движущие силы его психического развития. Управление про-"цессом психического развития ребенка в организованном обучении и воспитании предполагает знание и учет основных противоречий каждого возрастного'периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: