Вот как выглядит периодизация Д. В. Эльконина в целом (см. также таблицу)

Младенческий возраст—0—1 год. Ведущий вид деятельности—непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышеч-ио-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми н определенное эмоциональное отношение к ним.

«В своей основе,—подчеркивает Д. Б. Элькони",—потребность субъекта в общении с другим человеком езать потреб;-ность в оценке, которую субъект от него получает и которую еам ему дает»'.

Раннее детство—1—3 года. Ведущая деятельность— предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

Дошкольный возраст— 3—7 лет. Ведущая деятель-

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития nu «nin»(~r» - - Rnnn пгмтплпгнн 1971. JA 4. е, 9.

Детском возрасте.--Вопр. психологии, 1971, № 4, с. 9.

Б9

Ность—ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундачснтальнымн смыслами человеческой дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся такие новообразования, как стремление к общественно значимой ч общественно-оцениваемой деятельности, что хараюернзует готовность ребенка к начальному обучению.

< Младший шко.нный возраст—7—II лет. Ведущая деятельность—учение В процессе учения формируется намять, усваиваются знлння о предметах и явлениях внешнего миран чслоасчсскнх отношении Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлении, внутренний план Осй-ааия, рефлексия.

Подростковый возраст—11—15 лет. Ведущая деятельность—общение в системе общественно полезной деятельности (учсбноч, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в раз-ных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружаю-1цим людчм, стремление к «взрослости» и самостоятельности ц умение подчиняться нормам коллективной жизни.

Старший школьный возраст—15—17 лет. Ведущая деятельность—учебно-.профксчональная, в процессе которой формируются такие нозообразопання, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классифнклцня позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектнко-материалнсги-ческого положения о движущих силах развития как борьбы пр01ивоположиостей между новыми потребностями и старым» возможностями их удовлетворения.

Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконпн, заключается в изменении соответствия между уровнем развития oi ношении с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания ч способов отношений с окружающими п к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку..,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: