Рчние противоречия, их влияние на развитие личности

""Ччнос " теории и направления развития личности в детстве. Теории развития Рии п Р"- Трактовка процесса развития личности в психоаналитической 1* пси формирования личностных структур <Оно>, <Я> и <Сверх-Я>. Ста-1.*?"о рд "УЭЛЬНОГО развития ребенка по 3. Фрейду. Трактовка процесса личност-1***Ий и "" ребенка в русле теории черт. Социодинамический подход к формиро-1*"вКа ппо"" личности в детстве. Интеракционистская и гуманистическая трак" сса личностного развития. Теория развития морали ребенка по Л. Колбер-191

гу. Истоки, движущие силы развития личности ребенка. Этапы возрастного раз> тия личности. Сензитивные периоды в развитии личности. Ведущие типы общей в развитии лимности. Кризисы в возрастном развитии личности..Индивидуальц различия в развитии личности и их объяснение. Достижения в развитии личност) концу школьного периода жизни и их значение. 1

МЕСТО ДЕТСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Если по отношению к развитию познавательных процессов мо> было сказать, что детский возраст является решающим в их формщ вании, то это тем более верно в связи с развитием личности. По> все основные свойства и личностные качества человека складывают в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоп нием жизненного опыта и не могут появиться раньше того време когда человек достигнет определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные, инстру тальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интере человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит его основным потребностям и мотивам поведения. Инструмент ные черты включают предпочитаемые человеком средства дости: ния соответствующих целей, удовлетворения актуальных потреб тей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов пов ния, манер. К окончанию школы личность в основном оформляв и те индивидуальные особенности персонального характера, коте ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в или иной степени в течение всей последующей жизни. 1

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в разщ личности. Точно этот вклад пока еще никем не установлен, но,. раясь на данные проведенных исследований, можно высказать г положение о том, что в пределах детства существует нескс периодов, сензитивных к развитию отдельных групп личностны честв ребенка. Рассмотрим эти периоды.

Сензитивным периодом формирования первичных мотивов че ка и черт его характера является дошкольное детство, от рож до поступления в школу. В это время складываются также оснс стилевые и частично инструментальные личностные качества, рые первоначально (в раннем детстве) формируются в резул взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкол возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-пси гических законов. В дошкольном возрасте оформляются заД однако сензитивный период развития на их основе способ> продолжается вплоть до окончания школы..

Младший школьный и начало подросткового возраста - ускоренного развития способностей, а старший школьный возр] время, наиболее благоприятствующее развитию нравствен мировоззренческих установок, системы взглядов личности наЬ

Периоды собственно личностного и познавательного раз** ребенка скорее всего не чередуются, как это традиционно п0 кивалось в концепциях периодизации психологического раз*

Я накладываются в онтогенезу друг на друга, сложным образом переплетаясь. Процесс интеллектуального развития детей идет несколько дстрее и завершается раньше, чем процесс личностного взросления. Кроме того, периоды познавательного развития несколько короче, чем периоды личностного развития.

Если в периодизации интеллектуального развития можно выделить по меньшей мере шесть периодов (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и ранний юношеский возраст), то развитие личности да то же самое время проходит через четыре отчетливо выраженных этапа. Два из них приходятся на дошкольное детство (от рождения до трех и от трех до шести лет) и два - на школьные годы (от шести-семи до десяти-одиннадцати и от одиннадцати-двенадцати до пятнадцати-шестнадцати лет). Кроме того, полностью процесс личностного развития в основном завершается позднее, чем процесс интеллектуального развития, и обычно выходит за пределы школьного возраста.

Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности. Особенности нормального процесса личностного роста человека, проблемы и трудности, которые могут возникнуть на этом пути, возможные тупиковые ситуации и широкие дороги для постоянного нравственного самосовершенствования неплохо обрисовал известный психолог и философ Э. Фромм'. Он представили в своих философско-психологических произведениях красочно описал две линии личностного развития человека: ту, которая ведет к нравственному возрождению, росту самоуважения, самосознания и ответственности, и ту, которая заводит человека в тупик.

Постепенно, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. Этому помогает способность ребенка манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и познавать умственно. Постепенно, за счет движений и органов чувств ребенок осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от "его посредством деятельности, общения и встречной активности Аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к му взрослыми людьми.

По мере роста ребенка, вслед за тем,.как рвутся его первичные Физиологические и социально-психологические связи с матерью, с Уми заменяющими и дополняющими ее в детстве людьми, у ре-а развивается стремление к личностной независимости и персо-" н-ой свободе. Последовательные шаги реализации этого жизнен-ного стремления таковы: физическая независимость (отделе-Бегство от свободы. М., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: