Обобщенное отношение к этим различным аспектам жизни в основу выделения следующих стадий морального развития

Доконвенциональный, или доморальный, уровень. Чело дует в своем поведении установленным в обществе правилам деляющим, что хорошо и что плохо, но при этом ориентируется на физические или гедонистические, связанные с удовольствий неудовольствием, следствия совершаемых поступков (накГ' поощрение, фаворитизм и т. п.),а также на авторитет и влас кто эти правила установил.,

Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание. Де оцениваются хак хорошие или плохие в зависимости от того, дят ли они к поощрениям или наказаниям.

Стадия 2. Наивная инструментальная ориентация. В 1 морально оправданного действия рассматривается такое, способствует удовлетворению потребностей индивида и пот

других людей одновременно. Отношения между людьми здесь понимаются как строящиеся на рыночно-обменной основе: <ты - мне, я - тебе>.

II. Конвенциональный уровень. Человек подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы или нации.

Стадия 3. Ориентация на образец <хорошего мальчика> или <воспитанной девочки>.

Стадия 4. Ориентация, на требования <закона и порядка>. Человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязательства или долг и строго следит за соблюдением установленного порядка ради него самого.

III. Постконвенциональный, принципиальный или автономный уровень. Человек пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения данного индивида с соответствующей группой людей.

Стадия 5. Ориентация на социальный контракт - договор. Это - официально принятая общественная мораль.

Стадия 6. Ориентация на универсальные общечеловеческие этические принципы справедливости, добра, взаимности, равенства людей, всеобщего права человека и т. п.

Отечественная психология личности по своим теоретическим позициям более всего подходит к этому направлению, а его суть неплохо выражена, например, в понятии направленность личности. Рассматривая далее представление об общих теоретических моментах в понимании процесса развития личности ребенка, мы в основном будем опираться на гуманистическую теорию.

Истоками развития личности ребенка являются унаследованные им формы социальной активности, проявляющиеся во взаимодействии людей, их культуре, обычаях и традициях, система воспитания, идеология и мораль. Они содержат в себе потенциал будущего личностного развития ребенка, который сам по себе, без надлежащих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: