Условий не может быть реализован в его персональной индивидуальности

Условиями личностного развития являются: своевременное чепие ребенка в систему социальных человеческих взаимо-°ний; наличие рядом с ним развитых и разнообразных лич-°стеи, психологию которых он может усвоить и поведению которых

в состоянии подражать; наличие эффективных методов воспита-ны' Рассчитанных на то, чтобы передать растущему ребенку необ-мую информацию для его личностного развития. цд качестве движущих сил личностного развития ребенка высту- - с одной стороны, те внутренние противоречия, с которыми нцр -ивается в процессе взросления, а с другой стороны, внеш-д --.,1 ьл 11р1 0,Э1"П71, а Цуу1\ЛЛ \\)\1и1

Мулы, побуждающие его изменяться как личность. пы личностного возрастного развития ребенка 1

"ТИМУЛТ ЛпЛ\1Шпп1м,ч<л пмм,,М*>ЧММЛМ *,-.....*...*..

Возрастного развития ребенка

Несколько 141

отличаются от тех этапов, через которые он проходит, совершено вуясь интеллектуально. Во-первых, они длиннее. Во-вторых, эт1 этапы не совпадают по времени с этапами развития интеллекту В-третьих, они занимают, как правило, более значительный перис жизни человека, чем процесс его интеллектуального развития. Есл последний в основном заканчивается к подростковому возраст (время оформления теоретического мышления и проявления имев щихся способностей), то процесс личностного развития здесь ей активно продолжается.

Первый этап развития личности ребенка можно назвать этап формирования характера и мотивации достижения успехов. ' относится к возрасту от рождения до трех лет. Под влиянием общев и.обращения взрослых с ребенком в это время закладываются осно будущего характера и стремление к успехам. Второй этап предстщ ляет собой период развития самосознания и начало открытого прс ления характера. Его можно датировать годами от трех до шести. В это время формируются самооценка и уровень притязаний бенка, складываются личностные качества, проявляемые в рай в деловом и личном общении с людьми. Третий этап - этап скрь го формирования мировоззрения и морали. Он приходится на мл1 шие школьные годы и охватывает возраст от 6-7 до II-12 В этом возрасте ведущей является учебно-познавательная деят ность, а в связанном с ней общении ребенка со взрослыми и сверс ками закладываются основы нравственной позиции индивида. вертый этап - первичный в открытых проявлениях мировоззрен морали. Он связан с обучением детей в средних и старших кла школы и занимает возрастной период от 12-13 до 15-16 л

Личность развивается в процессе межличностного общей> следовательно, для ребенка данный тип социальной активности ступает в качестве ведущего в развитии личности. Первичная ф общения, которая проявляется еще в младенчестве,-эмоцио но-непосредственное общение, естественным образом включен процесс удовлетворения органических потребностей. Затем, в ра возрасте, появляется познавательное общение. К нему после тр присоединяется игровое общение, с поступлением в школу - уч при достижении подросткового возраста и далее, вплоть до о ния школы - деловое и интимное. Эти шесть видов обД эмоционально-непосредственное, познавательное, игровое, уч деловое и интимно-личностное - последовательно выступают честве ведущих в развитии личности ребенка с рождения до., жения им социально-психологической зрелости. Указанная пц вательность возникновения разных видов общения не означь смену или замену одного другим; она означает постепенное д<Я ние с возрастом к уже существующим видам общения но результате чего происходит увеличение числа и разнообразие общения, в которые включается ребенок.,'

Переход от одного этапа личностного развития к другом) но связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса '

Цого развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. Основные критические, переломные периоды личностного возрастного развития детей приходятся на третий, седьмой, тринадцатый-четырнадцатый годы школьной жизни.

С возрастом увеличиваются индивидуальные личностные различия детей. Они касаются всех рассмотренных выше сторон личности: мотивации, характера, способностей, деловых качеств, нравственных установок и мировоззрения, причем эти различия к окончанию школы обычно бывают больше, чем разница между детьми по уровню их интеллектуального развития. Это объясняется тем, что приобретенный к этому времени опыт общения является у ребенка более богатым, чем опыт индивидуальной и совместной деятельности.

К окончанию школы, т. е. к возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты, которые, определившись по окончании школы, далее остаются уже практически неизменными. Ранний юношеский возраст - это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни.

Темы 1(вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Место детства в становлении личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: