Аутогенная тренировка, или - кратко - аутотренинг, представят собой систему упражнений, направленных человеком на себя 1 предназначенных для саморегуляции психических и физических 'остояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые 'ызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, ' том числе в педагогической работе, так как в общении педаго-э с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые Сзывают трудными и которые требуют эмоционально-волевой аморегуляции. Использование приемов аутотренинга позволяет че-овеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, по-"жительно сказывается на его работоспособности и состоянии здо-ья.' Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, Мучают возможность рационально распределять и экономно ис-ьзовать свои силы в повседневной жизни, а в нужные моменты Сдельно их мобилизовать.
Аутотренинг основан на сознательном применении человеком нообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или,)1 против, тонизирования. Соответствующие средства воздейс включают специальные упражнения, предназначенные для измени тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов. Актий роль при этом играют словесное самовнушение, представления.и ственные образы, вызываемые волевым путем. Все эти среда психологического воздействия человека на собственный органна аутотренинге используются комплексно, в определенной послед тельности: релаксация, представление, самовнушение. Практиче отработка техники аутотренинга проводится в той же послед тельности.
|
|
Аутотренинг включает упражнения, направленные на упра ние вниманием, произвольное оперирование чувственными обрайа словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мца управление ритмикой дыхания. Система управления внимаН предполагает выработку способности концентрироваться и дли"] но удерживать внимание на каком-либо предмете, объекте, собв факте. Способность оперировать чувственными образами выраб вается через специальные упражнения, направленные на пб внимания с внешнего мира на внутренний и далее - на ощу1 и чувственные образы.
От сравнительно простых и привычных представлений в тренинге постепенно переходят к более сложным, например к'Я ставлениям силы тяжести, тепла, распространяющегося от части тела к другой, картин природы и т. д. При помощи спея ных слов и выражений, произносимых с разной громкостью, в внешней речи и речи про себя отрабатываются навыки ело самовнушения. Такое самовнушение, если оно используется ком умело, ускоряет наступление у него нужного психолаД кого или физиологического состояния. Словесные самовну в аутотренинге сочетаются с определенной ритмикой дыхания. ~ ление ритмикой дыхания достигается за счет упражнений,.уч щих или замедляющих вдохи и выдохи, уменьшающих или у1 вающих амплитуду дыхания. Все эти упражнения отрабатьи в трех основных положениях: лежа, сидя и стоя.
|
|
Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мыш тонуса, также отрабатываются в определенной системе и по вательности. Сначала люди учатся расслаблять и напрягать Л легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног), зате ходят к мышцам, которыми труднее произвольно управлять цы шеи, головы, спины, живота), и, наконец, обращаются к спеЩ ным упражнениям, направленным на регуляцию тонуса мышЩ ренних органов.
Особенно сложными и важными упражнениями, входяи аутотренинг, являются те, которые направлены на регули состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их рЭ ние с целью достижения состояния релаксации и успокоен! сужение с целью повышения тонуса и активизации организма
упражнениях используется естественное тепло ладони руки человека 1 ц образные представления тепла или холода волевым путем. 1; Описанная система аутогенной тренировки полезна педагогам, веющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индиви- дуальными проблемами, касающимися их психофизиологического стояния, работоспособности и здоровья. Учитель или воспитатель, унимающийся аутогенной тренировкой, может больше дать своим 1 веникам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается. Аутогенная тренировка, улучшая состояние здоровья педагога, повышая г(> работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую плачу. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть (егодами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими само-тоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая тре-1ует совместной групповой работы и участия в ней профессиональ-10 подготовленных психологов.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах ема 1. Организация психологического самообразования педагога