& Особенности публичных выступлений
У́стная публи́чная речь — разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. К такой форме говорящий прибегает при осуществлении ункций сообщения и воздействия при наличии интеллектуализированной темы и в ситуации публичного общения в производственной и социально-культурной сферах.
Публичная может носить подготовленный или импровизированный характер. Основные её языковые характеристики определяются фактором устности. Преобладание функции общения способствует усилению диалогичности речи, преобладание функции сообщения — монологичности.
Спикеры обращаются по-разному к различным зрителям. Общая аудитория – это каждый, кто услышит речь или прочитает ее в письменном виде. Определенная аудитория, с другой стороны, это как бы подмножество общей аудитории. В аудитории с различными степенями знания касательно предмета речи требуются комментарии, прежде всего для неспециалистов. Слушатели различаются по ценностным ориентациям, знанию, стилю коммуникации, и интеллектуальной совместимости. Говорящему необходимо учитывать, является ли аудитория молодой или старой, богатой или бедной, женской или мужской, очень религиозной или менее верующей.
|
|
На формирование публичной речи важное влияние оказывает ее основная цель. Две основные цели публичного выступления - сообщение и убеждение. При информировании аудитории спикер стремится к тому, чтобы аудитория после прослушивании речи знала больше, чем ранее. Когда спикер стремится убедить аудиторию, он хочет, чтобы они приняли новое положение, изменили мнение или предприняли какое-либо действие.
Четкая организация речи помогает улучшать ее ясность и увеличить эффективность. В начале речи следует обращение к аудитории и устанавливается контакт с ней. Далее идет упоминание главных пунктов, которые будут освещены в речи. Повторение - важный аспект публичного выступления. После освещения основных пунктов следует заключение. Заключение обобщает основные идеи и обеспечивает завершение речи. Важной частью выступления является аргументирование, поддерживаемое доказательствами:
· Liberal arts is best because it teaches students independent thinking;
· That was Newman's best because it presented the most difficult role;
· Global warming is real because the most reputable science points in that direction.
· Everyone should stop wearing seat belts because it would save lives.
В публичном выступлении часто используется статистика для усиления аргументирования: 17 million visitors to the Rock and Roll Hall of Fame, 'crossing North Main during rush hour increases your chances of death 20%', 'applications have risen 40% over the past three years'.
В плане оформления публичная речь несет черты разговорности. Спикер использует невербальные средства, чтобы установить контакт с аудиторией и произвести необходимое впечатление.
Перевод публичной речи может осуществляться на основе письменного текста или последовательно, но следует помнить, что в выступлении спикер может отступить от готового текста и внести в выступление элементы импровизации. Переводчик должен помнить о таких параметрах как ясность, простота, необходимость повторения.
J Вопросы по темам: